Никонов, С. А. Участие Крестного Онежского монастыря в Мурманском рыбном промысле во второй половине XVII - первой четверти XVIII в. : (по материалам монастырских приходо-расходных книг) // VI Ушаковские чтения, [Мурманск, 12-14 марта 2009 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2010. – С. 198-218.
метов промысла и их расход. Последнее, впрочем, может быть объяснено утратой завершающей части источника. Только одна из рассматриваемых книг первой группы - приходо расходная книга старца Феодосия (1674 г.) - имеет заключительную часть об итоговом приеме денег монастырским казначеем. Дадим краткую характеристику второй группе приходо-расходных книг. Структурно рассматриваемые источники также подразделяются на два блока: приход и расход денежных «запасов»; приход и расход съест ных и промышленных «запасов». Новым является то, что первый блок включает более подробный и разнообразный перечень денежных «прихо дов», в котором практически отсутствуют данные о приходе от продажи рыбы. Так, денежный приход формировался от провоза груза «кладчиков» с Онеги до Мурмана и обратно и взятых с них за провоз денег (книги 1709, 1729, 1731 гг.). Также в приходную часть вносились и сведения о продан ной на Мурмане соли и смоле, а также суммы, полученные монастырем за использование («кортому») промышленниками бани (1712 г.). В расход ную часть вносились суммы, затраченные на уплату податей и подноше ний приказным людям и воинским чинам Кольского острога, покупку ры бы, наем караульщиков, молебны и другие мелкие расходы. Итоговую часть, в которой содержатся данные о сверке сумм прихо да и расхода, во второй группе содержит только одна приходо-расходная книга приказного старца Никона (1709 г.). Данное обстоятельство наводит на мысль, что в нашем распоряжении либо неполностью сохранившиеся источники, либо документы, которые носили предварительный характер и не предназначались для подачи на проверку монастырской «коллегии». Необходимо отметить, что одна из приходо-расходных книг второй группы - книга приказного старца Тихона (1710 г.) - не может быть при знана полной. Сохранились лишь два начальных листа источника, куда за несены данные о расходе монастырских средств во время пути к Мурману, в Коле и на Соловках. Отличительной чертой всех рассматриваемых источников второй группы является то, что здесь нет данных о продаже рыбы и покупке това ров «про монастырский обиход» в Архангельске. В связи с двумя выявленными особенностями второй группы мона стырских приходо-расходных книг - отсутствием сведений о добытой ры бе и продажей рыбной продукции в Архангельске - выскажем следующее замечание. Симптоматично, что с конца XVII в. среди документов мона стырского делопроизводства возникает и такой тип, как приходо расходные книги приема «мурманской рыбы». Таким образом, сведения о добытой рыбе фиксировались уже не приказчиком Мурманского промыс ла, а его коллегой - монастырским казначеем, который и заносил соответ ствующие сведения в документацию об объемах добытой рыбы и ее после дующем распределении в вотчинах Крестного монастыря. Безусловно, от 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz