Никонов, С. А. Участие Крестного Онежского монастыря в Мурманском рыбном промысле во второй половине XVII - первой четверти XVIII в. : (по материалам монастырских приходо-расходных книг) // VI Ушаковские чтения, [Мурманск, 12-14 марта 2009 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2010. – С. 198-218.
же ХѴІ-ХѴІІ вв. находились во владениях Кандалакшского монастыря1. Новый этап в проникновении духовных корпораций на Мурман от носится уже ко второй половине XVII в., во многом связанный с некото рым ослаблением местных монастырей Кольского уезда. Предметом наше го исследования и станет участие одного из «пришлых» монастырей в Мурманском промысле. Речь идет о Крестном Онежском монастыре. Мо настырь возник с ведома и при участии патриарха Никона в Каргополь- ском уезде в 1656 г2. Пользуясь расположением и поддержкой всесильного патриарха, монастырь смог не только стать самым крупным феодалом в своем уезде, но и аккумулировать часть монастырских владений менее влиятельных духовных корпораций в соседних уездах. В частности, в Кольском уезде к Крестному Онежскому монастырю был приписан со всеми угодьями и имуществом Троицкий Печенгский монастырь. Жалованной грамотой Алексея Михайловича (от 27.03.1658 г.) мона стырю были переданы в Кольском уезде в вотчину богатые рыбой (прежде всего, семгой) половины р. Поной, Лахта и Иоконьга, а также и половина Понойского погоста3. На указанных реках совладельцами монастыря вы ступали Воскресенский Истринский (также основанный патриархом Нико ном) и Антониево-Сийский монастыри. Выступая в качестве «патриаршего монастыря», Крестный мона стырь часть рыбной добычи обязан был передавать на патриаршее подво рье. Так, согласно патриаршей грамоте (от 30.03.1659 г.) строителю Крест ного монастыря старцу Исайи, монастырские работники должны были от править одну ладью на Иокангу и две на Мурман, для того чтобы «изгото вить рыбы палтусу и тряски... да сала трескового сто пуд и прислать к нам великому государю в осень по первому зимнему пути»4. Необходимо отметить, что участие Крестного монастыря в хозяйст венной жизни Кольского Севера в историографии еще недостаточно осве щено. В дореволюционной и в советской историографии 1920-1930-х гг. появлялись отдельные замечания относительно организации монастырско го хозяйства на р. Поной5. Материалом для исследователей служили при- 1Никонов С.А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшско го монастыря во второй половине XVI - первой четверти XVIII веков // Ученые за писки Мурманского государственного университета. - Сер. Исторические науки. - Мурманск, 2008. - Вып. 9. Иванов В.И. Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в ХѴІ-ХѴІІ веках: Ме ханизм становления крепостного права. - СПб., 2008. - С. 125-126; Хорова С.Б. Мо настыри Архангельской епархии в ХІѴ-ХХ вв. // Поморский летописец: Альманах / Под ред. Г.В. Демчук. - Архангельск, 2008. - Вып. III. - С. 49-50. 3Сборник грамот Коллегии экономии. - Л., 1929. - Т. II. - № 151. - Стб. 487-489. Сборник материалов по истории Кольского полуострова в ХѴІ-ХѴІІ вв. (далее - ( СМПИКП).-Л., 1930 -№ 59. - С. 101. Иванов П. Документы Крестного Онежского монастыря // Труды археографической комиссии императорского Московского археологического общества (Древности). - 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz