Никонов, С. А. Участие Крестного Онежского монастыря в Мурманском рыбном промысле во второй половине XVII - первой четверти XVIII в. : (по материалам монастырских приходо-расходных книг) // VI Ушаковские чтения, [Мурманск, 12-14 марта 2009 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2010. – С. 198-218.

же ХѴІ-ХѴІІ вв. находились во владениях Кандалакшского монастыря1. Новый этап в проникновении духовных корпораций на Мурман от­ носится уже ко второй половине XVII в., во многом связанный с некото­ рым ослаблением местных монастырей Кольского уезда. Предметом наше­ го исследования и станет участие одного из «пришлых» монастырей в Мурманском промысле. Речь идет о Крестном Онежском монастыре. Мо­ настырь возник с ведома и при участии патриарха Никона в Каргополь- ском уезде в 1656 г2. Пользуясь расположением и поддержкой всесильного патриарха, монастырь смог не только стать самым крупным феодалом в своем уезде, но и аккумулировать часть монастырских владений менее влиятельных духовных корпораций в соседних уездах. В частности, в Кольском уезде к Крестному Онежскому монастырю был приписан со всеми угодьями и имуществом Троицкий Печенгский монастырь. Жалованной грамотой Алексея Михайловича (от 27.03.1658 г.) мона­ стырю были переданы в Кольском уезде в вотчину богатые рыбой (прежде всего, семгой) половины р. Поной, Лахта и Иоконьга, а также и половина Понойского погоста3. На указанных реках совладельцами монастыря вы­ ступали Воскресенский Истринский (также основанный патриархом Нико­ ном) и Антониево-Сийский монастыри. Выступая в качестве «патриаршего монастыря», Крестный мона­ стырь часть рыбной добычи обязан был передавать на патриаршее подво­ рье. Так, согласно патриаршей грамоте (от 30.03.1659 г.) строителю Крест­ ного монастыря старцу Исайи, монастырские работники должны были от­ править одну ладью на Иокангу и две на Мурман, для того чтобы «изгото­ вить рыбы палтусу и тряски... да сала трескового сто пуд и прислать к нам великому государю в осень по первому зимнему пути»4. Необходимо отметить, что участие Крестного монастыря в хозяйст­ венной жизни Кольского Севера в историографии еще недостаточно осве­ щено. В дореволюционной и в советской историографии 1920-1930-х гг. появлялись отдельные замечания относительно организации монастырско­ го хозяйства на р. Поной5. Материалом для исследователей служили при- 1Никонов С.А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшско­ го монастыря во второй половине XVI - первой четверти XVIII веков // Ученые за­ писки Мурманского государственного университета. - Сер. Исторические науки. - Мурманск, 2008. - Вып. 9. Иванов В.И. Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в ХѴІ-ХѴІІ веках: Ме­ ханизм становления крепостного права. - СПб., 2008. - С. 125-126; Хорова С.Б. Мо­ настыри Архангельской епархии в ХІѴ-ХХ вв. // Поморский летописец: Альманах / Под ред. Г.В. Демчук. - Архангельск, 2008. - Вып. III. - С. 49-50. 3Сборник грамот Коллегии экономии. - Л., 1929. - Т. II. - № 151. - Стб. 487-489. Сборник материалов по истории Кольского полуострова в ХѴІ-ХѴІІ вв. (далее - ( СМПИКП).-Л., 1930 -№ 59. - С. 101. Иванов П. Документы Крестного Онежского монастыря // Труды археографической комиссии императорского Московского археологического общества (Древности). - 200

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz