Никонов, С. А. Участие Крестного Онежского монастыря в Мурманском рыбном промысле во второй половине XVII - первой четверти XVIII в. : (по материалам монастырских приходо-расходных книг) // VI Ушаковские чтения, [Мурманск, 12-14 марта 2009 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2010. – С. 198-218.
роме их покрутов»1. И напротив, в приходо-расходной книге следующего, 1675 г., специально отмечается, что у «вешних промышлеников» была принята как рыба пришедшаяся на «монастырскую долю», так и «половина их покрут вешней»2. Источник позволяет и выяснить соотношение мона стырской и покрутной доли «вешнего промысла». Так, вначале отмечается, что у кормщика Леонтия Никифорова «с товарищы» для «городовыи про дажи» было принято 10 пудов палтуса и «в том числе... покрут вешней». Ниже, фиксируя продажу палтуса в Архангельске, приказчик Феодосий точно указывает, что было продано 25 пудов палтуса3. Таким образом, по- кручениками было передано 15 пудов рыбы монастырскому приказчику. Учитывая, что эти 15 пудов составляли только половину, то, следователь но, весь покрут равнялся 30 пудам палтуса. Несмотря на то что рассматриваемые приходо-расходные книги не раскрывают соотношение долей («участков») улова, приходившихся на каждую из сторон участвующих в промысле (хозяина - монастыря и про мышленных людей), обращение к синхронным источникам позволяет вос полнить этот пробел. Так, в документах Холмогорского архиерейского до ма и Николо-Корельского монастыря фиксируется, что кормщик (карбас- ник) как глава артели получал половину добытой рыбы, пришедшейся в период промыслового сезона на карбас. Рядовые покрученики получали '/5 от добытой рыбы4. Остаток шел монастырю. При этом добытая покру- чениками рыба реализовывалась непосредственному организатору про мысла, т.е. духовной корпорации. Думаю, что в случаях, когда промышленники отдавали часть своего покрута монастырскому приказчику, могут скрываться кабальные отноше ния: взятые ранее по кабале деньги требовали своего возмещения. Единст венным возможным способом возместить понесенные монастырем затраты и служила передача части покрута монастырскому приказчику. В подтвер ждение своей мысли скажем, что в приходо-расходных книгах упоминают ся кабалы и суммы по кабалам, взятые на себя кормщиками. Так, в прихо до-расходных книгах приказчика старца Селевкия отмечается, что по воз вращении с Мурмана в Крестный монастырь казначею старцу Иринарху были переданы две кабалы на кормщиков Фадейку Макарьева и Левку Юрьева. По кабалам следовало взять 3 рубля 16 алт. 4 ден. Нельзя забывать при этом, что часть своей продукции кормщики продавали самому монастырю, устраняя для себя, тем самым, необходи мость самостоятельно вступать в торговые отношения с покупателем. ^ОР РНБ.-Ф . 1 2 8 3 .-№ 2 6 .-Л . 3. *Там же. - № 27. - Л. 2 об. Там же. - Л. 3. 4 ГААО. - Ф. 191. - On. 1. - Д. 1052. - Л. 2-Ь\ Д. 1078. - Л. 1; Д. 2557. - Л. 1-3 и др.; СМПИКП. -№ 7 5 .-С . 132; № 7 6 .-С . 137-138, 140 и др. 5ОР РНБ.-Ф . 1 2 8 3.-№ 15.-Л . 5 об. 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz