Никонов, С. А. Участие Крестного Онежского монастыря в Мурманском рыбном промысле во второй половине XVII - первой четверти XVIII в. : (по материалам монастырских приходо-расходных книг) // VI Ушаковские чтения, [Мурманск, 12-14 марта 2009 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2010. – С. 198-218.

роме их покрутов»1. И напротив, в приходо-расходной книге следующего, 1675 г., специально отмечается, что у «вешних промышлеников» была принята как рыба пришедшаяся на «монастырскую долю», так и «половина их покрут вешней»2. Источник позволяет и выяснить соотношение мона­ стырской и покрутной доли «вешнего промысла». Так, вначале отмечается, что у кормщика Леонтия Никифорова «с товарищы» для «городовыи про­ дажи» было принято 10 пудов палтуса и «в том числе... покрут вешней». Ниже, фиксируя продажу палтуса в Архангельске, приказчик Феодосий точно указывает, что было продано 25 пудов палтуса3. Таким образом, по- кручениками было передано 15 пудов рыбы монастырскому приказчику. Учитывая, что эти 15 пудов составляли только половину, то, следователь­ но, весь покрут равнялся 30 пудам палтуса. Несмотря на то что рассматриваемые приходо-расходные книги не раскрывают соотношение долей («участков») улова, приходившихся на каждую из сторон участвующих в промысле (хозяина - монастыря и про­ мышленных людей), обращение к синхронным источникам позволяет вос­ полнить этот пробел. Так, в документах Холмогорского архиерейского до­ ма и Николо-Корельского монастыря фиксируется, что кормщик (карбас- ник) как глава артели получал половину добытой рыбы, пришедшейся в период промыслового сезона на карбас. Рядовые покрученики получали '/5 от добытой рыбы4. Остаток шел монастырю. При этом добытая покру- чениками рыба реализовывалась непосредственному организатору про­ мысла, т.е. духовной корпорации. Думаю, что в случаях, когда промышленники отдавали часть своего покрута монастырскому приказчику, могут скрываться кабальные отноше­ ния: взятые ранее по кабале деньги требовали своего возмещения. Единст­ венным возможным способом возместить понесенные монастырем затраты и служила передача части покрута монастырскому приказчику. В подтвер­ ждение своей мысли скажем, что в приходо-расходных книгах упоминают­ ся кабалы и суммы по кабалам, взятые на себя кормщиками. Так, в прихо­ до-расходных книгах приказчика старца Селевкия отмечается, что по воз­ вращении с Мурмана в Крестный монастырь казначею старцу Иринарху были переданы две кабалы на кормщиков Фадейку Макарьева и Левку Юрьева. По кабалам следовало взять 3 рубля 16 алт. 4 ден. Нельзя забывать при этом, что часть своей продукции кормщики продавали самому монастырю, устраняя для себя, тем самым, необходи­ мость самостоятельно вступать в торговые отношения с покупателем. ^ОР РНБ.-Ф . 1 2 8 3 .-№ 2 6 .-Л . 3. *Там же. - № 27. - Л. 2 об. Там же. - Л. 3. 4 ГААО. - Ф. 191. - On. 1. - Д. 1052. - Л. 2-Ь\ Д. 1078. - Л. 1; Д. 2557. - Л. 1-3 и др.; СМПИКП. -№ 7 5 .-С . 132; № 7 6 .-С . 137-138, 140 и др. 5ОР РНБ.-Ф . 1 2 8 3.-№ 15.-Л . 5 об. 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz