Никонов, С. А. Участие Крестного Онежского монастыря в Мурманском рыбном промысле во второй половине XVII - первой четверти XVIII в. : (по материалам монастырских приходо-расходных книг) // VI Ушаковские чтения, [Мурманск, 12-14 марта 2009 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2010. – С. 198-218.
обмен за известную сумму таможенные целовальники не отвлекали мона стырские суда от промысла. Для более позднего времени сведения о количестве судов, задейст вованных на Мурмане, содержит приходо-расходная книга старца Никона (1709 г.). Так, в расходной денежной части приказчик указывает, что за арендованный им для промысла «моевный невод» было выплачено 6 алт. 4 ден. «с четырех судов»1. 3 судна, задействованные на промысле, упоминаются и в приходо расходной книге приказного старца Евфимия (1729 г.)2. Таким образом, во время промыслового сезона монастырем было за действовано от 3 до 6 судов. Источники при этом не поясняют, какой тип судов использовался Крестным монастырем во время промысла. Несмотря на это, сведения других, близких по времени источников, показывают, что основным типом судна, используемым во время трескового промысла, яв лялся карбас3. Ряд намеков, встречающихся в изучаемых нами источниках, дает ос нования говорить о том, какое количество на каждом отдельно взятом кар басе трудилось промышленников. Так, в приходной денежной части книги приказчика старца Феодосия (1674 г.) занесены данные о взятых с мона стырских работников (исключая 2 кормщиков и монастырского служебни ка Петра Падорина) деньгах за использованную соль, «десятое», провоз добытой ими рыбы в Архангельск на монастырской ладье. Как следует из этих данных, деньги были взяты с 5 покручеников4. Если к этому числу добавить участвовавших в промысле кормщиков и монастырского служеб ника, то общее количество людей, задействованных на промысле, достиг нет 8 человек. Таким образом, на каждом карбасе трудилось по 4 человека: 3 рядовых промышленника и 1 кормщик (карбасник)5. Отдельный сюжет в нашем исследовании представляет и вопрос об использовании наемного труда монастырем во время промысла. Необхо димо отметить, что приходо-расходные книги содержат крайне фрагмен тарные сведения по названной проблеме. В источниках упоминаются име на кормщиков, возглавлявших промышленные артели на Мурмане: Захар Иванов (1663, 1673 гг.), Петр Негодяев (1663 г.), Фадейка Макарьев и Лев ка Юрьев (1663 г.), Семен Шунга( 1674 г.), Андрей Коневалов (1674 г.), Ле 1РГАДА.-Ф. 1195. - Оп. 1 .- Д . 888.-Л . 5. 2Там ж е .-Д . 1045.-Л . 2. 3СМПИКП. - № 75. - С. 128-129 и др.; № 76. - С. 136-137 и др. *ОР РНБ.-Ф . 1 1 9 5 .-№ 2 6 .-Л . 5-5 об. Приведенные сведения полностью совпадают с данными других источников, касаю щихся участия в Мурманском промысле Холмогорского архиерейского дома и Нико- ло-Корельского монастыря. Так, согласно «Тетради записной об отпуске на Мурман ской промысел карбасников» Николо-Корельского монастыря, состав промышленной артели (карбаса) состоял из 4 промышленников: 1 карбасника и 3 рядовых (ГААО. - Ф. 191.-О п . 1 .-Д . 1052. - Л. 2-4). 211
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz