Никонов, С. А. Участие Крестного Онежского монастыря в Мурманском рыбном промысле во второй половине XVII - первой четверти XVIII в. : (по материалам монастырских приходо-расходных книг) // VI Ушаковские чтения, [Мурманск, 12-14 марта 2009 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2010. – С. 198-218.
ровах промысловых владений Крестного монастыря связано с тем, что саамы Иоканьгского (Семиостровского) погоста входили в состав мона стырских владений в Кольском уезде в ХѴІІ-ХѴІІІ вв. Иоканьгское стано вище, выскажем догадку, являлось центром еще одного самостоятельного монастырского промысла на Кольском Севере. Помимо Баренцева моря и р. Поной, добыча рыбы (преимущественно семги) старцами Крестного мо настыря производилась и на р. Иоканьге. Прибрежное положение островов делало этот промысел одновременно и морским, и речным. К сожалению, нам пока неизвестны отдельные хозяйственные книги монастыря по Ио- каньгскому промыслу. Начало промыслового сезона относилось к маю, когда монастырская ладья, возглавляемая приказным старцем, отправлялась с «припасами» (продовольствием и промысловыми снастями) от Устья-Онежского к Мурману1. На Устье, где находилась основная «распределительная» (по определению В.И. Иванова) служба монастыря2, как следует из данных приходо-расходных книг, происходила догрузка монастырской ладьи. Сюда же, по возвращении с Мурмана, передавались часть выловленной рыбы, нераспроданной в Архангельске, и остаток съестных и рыболовецких «за пасов». «Курс» монастырской ладьи, как об этом свидетельствуют показания источников, не сразу лежал на Мурман к Гавриловскому становищу. На пути к Мурману ладья останавливалась на Терском или Кандалакшском берегах Кольского п-ова. Здесь происходила окончательная догрузка ладьи съестными и промышленными «запасы», с которыми монастырское судно уже шло к Гаврилову3. «Промысловый год» на Мурмане делился на два сезона: «вешний» промысел - с апреля до начала июня и «летний» - с июня до начала сен тября . В какой-то степени это разделение сказывалось и на организации руководством промысла со стороны Крестного монастыря. Прибывавший Устье-Онежское - волость Каргопольского уезда, ныне город Онега Архангельской области. 3Иванов В.И. Бухгалтерский учет в России ХѴІ-ХѴІІ вв. - С. 56-57 и др. Так, в расходной денежной части книги монастырского приказчика старца Селевкия (1663 г.) отмечается, что ладья «идучи на Мурманъское» сделала остановку на Тер ском берегу в районе р. Чаваньги. Здесь приказчиком был куплен пуд семги для про мышленных людей (ОР РНБ. - Ф. 1283. - № 15. —Л. 3 об.). Приведем еше один при мер. В расходной денежной части книги приказного старца Феодосия (1675 г.) указы вается, что приказчиком была отправлена в Кандалакшу промысловая снасть («пять тысеч веревок подолников да пуд прядена оростяжного»). В качестве «грузовго суд на» была использовна ладья Кандалакшского монастыря (ОР РНБ. - Ф. 1283. - № 27. - Л. 7). Следует думать, что снасти должны были быть забраны уже в следую Щем (1676 г.) промысловом году. Маноцков В.И. Очерки жизни на Крайнем Севере: Мурман. - Архангельск, 1897. - С. 68. 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz