Никонов, С. А. Состав вкладчиков Кандалакшского монастыря во второй половине XVI-XVII вв. // V Ушаковские чтения, [Мурманск, 15-17 мая 2008 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2008. – С. 12-38.
Напомним, что в изучаемый период вкладчики делились на 2 ус ловные группы: узкую, для которой вклад представлял возможность жить на территории монастыря и кормиться за счет обители, и, собственно, широкую, в которую входили все те лица, которые не имели прочных житейских связей с монастырем. Для Кандалакшского монастыря первая группа вкладчиков неизвестна вовсе. И это в то время, когда в Печенг ском монастыре уже в начале XVII в. проживали вкладчики, для которых вклад послужил условием относительно стабильного существования в жизни. Так, по данным писцовой книги Василия Агалина, в 1583/84 г. в монастыре проживал один вкладчик1. Более поздние сведения, относя щиеся к 1696 г., отмечают проживание в монастыре 12 вкладчиков2. Теперь необходимо определиться с теми категориями вкладчиков, которые станут предметом нашего исследования. Во-первых, выяснить общее географическое «представительство» вкладчиков монастыря в дан ных источниках и то, какие из локальных географических групп преоб ладают в общей массе вкладчиков. Необходимо отметить, что далеко не о каждом вкладчике мы можем сказать относительно его местожительства. Так, по данным вкладной книги, из выявленных нами 551 (100%) вклад чика Пречистенского монастыря только о 176 (31,9%) мы имеем пред ставление (их происхождение). Неполнота сведений о географии проис хождения вкладчиков, по нашему мнению, вызвана тем, что в подав ляющем большинстве случаев вкладчики считали излишним конкрети зировать свое происхождение. Во-вторых, более пристальное внимание будет уделено местным вкладчикам, являющимся выходцами из двух населенных пунктов Коль ского уезда: Кольского острога и, собственно, самой Кандалакши. Ис следование проблемы на таком микроуровне, с привлечением всех имеющихся в нашем распоряжении источников, позволит не только бо лее конкретно представить социальный состав вкладчиков, но и выявить взаимоотношения вкладчиков с монастырем, которые оставались за рам ками формуляра вкладной записи. Возвращаясь к первому из поставленных вопросов, отметим, что географический разброс вкладчиков достаточно широк и охватывает разные населенные пункты Поморья и Севера России. Рассмотрим гео графию вкладчиков монастыря, исключая пока те случаи, когда вкладчи ки являются выходцами из волостей Кольского уезда (включая Кольский острог) и Терского берега Двинского уезда. 1Писцовая книга... - С. 432. 2 Материалы для истории Архангельской епархии (документы собраны в Архан гельске П.С. Ефименко) // Чтения в императорском Обществе истории и древностей Российских. - М., 1880. - Кн. 2. - № 11. Челобитная иноков Троицко-Печенгского в Кольском остроге монастыря архиепископу Афанасию, 1696 года. - С. 17. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz