Никонов, С. А. Состав вкладчиков Кандалакшского монастыря во второй половине XVI-XVII вв. // V Ушаковские чтения, [Мурманск, 15-17 мая 2008 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2008. – С. 12-38.
вкладчика; представителей монастырской администрации, оформлявших вклад, но не упоминаемых в качестве вкладчиков; и, наконец, всех тех, кто сам не участвовал в передаче вклада в монастырь (даже в том случае, если вклад передавался за них). Так, если говорить о «формулярных старцах», присутствовавших при оформлении вклада, но не известных нам как вкладчики, то надо отметить, что на протяжении всех записей вкладной книги фигурируют 182 представителя Кандалакшского мона стыря. Из их числа только 51 монах известен как вкладчик монастыря. Из второй многочисленной группы мирян необходимо исключить 33 че ловека. Таким образом, в число вкладчиков попадает 551 человек (77%). Нельзя обойти стороной и вопрос о степени репрезентативности сведений вкладной книги. Сопоставление данных вкладной книги с не которыми другими видами монастырской документации (делопроизвод ственной и деловой), а также и с самой практикой предварительного оформления вкладов представителями администрации Пречистенской обители дает возможность утверждать, что далеко не все вкладчики за носились в сведения вкладной книги. Вклад мог быть передан и в другом месте, не в Кандалакше (что, видимо, составляло подавляющее большин ство случаев), где существовали «представительства» монастыря. Прак тика оформления вкладов приказными и служебными старцами мона стыря известна по разным источникам. В такой ситуации сведения о вкладе заносились в приходо-расходную книгу и в специальную «за пись», отправляемую в монастырь, где та должна была быть перенесена во вкладную книгу. Не всегда сведения об «иногородних» вкладах дохо дили до своего конечного адресата, т.е. вкладной книги, и судить о них мы можем только по отрывочным данным сохранившейся делопроизвод ственной документации Кандалакшского монастыря. Так, в 1680/81 г. в Вологде приказчиком монастырской службы старцем Герасимом был получен вклад от устюжанина посадского человека Якова Евсевьева сы на Жереноковского1. В качестве вклада Яков передал вологодскому при казчику якорь, оцененный в 6 рублей. Сведения о вкладе были занесены в приходо-расходную книгу Вологодской службы. В заключительной части записи о приеме вклада содержится небольшая ремарка старца Ге расима: «И во 190-м году об том (вкладе. - С.Н.) в монастырь писал»2. Следовательно, только спустя год приказчик сделал отписку в монастырь о совершенном вкладе. В записях вкладной книги сведений об этом вкладе не сохранилось. 1 Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). - Q. IV. - № 364. - Л. 8об. - 9. Кр. сведения об этом источнике см.: Отчет императорской публичной библиотеки за 1889 г о д .-М ., 1899.- С . 137. 2 Там же. - Л. 9. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz