Никонов, С. А. Состав вкладчиков Кандалакшского монастыря во второй половине XVI-XVII вв. // V Ушаковские чтения, [Мурманск, 15-17 мая 2008 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2008. – С. 12-38.

вкладной книге Кандалакшского монастыря в какой-то мере может быть объяснено удаленностью обители от других крупных монастырских цен­ тров православия на Севере России и общей «незаметностью» монастыря в духовной жизни Поморья (имея в виду регион в целом, а не Кольский уезд). Но, вместе с тем, неясным остается отсутствие в источнике сведе­ ний о вкладах, полученных монастырем со стороны московских госуда­ рей в ХѴІ-ХѴІІ вв. О существовании такой категории вкладов в Канда­ лакшском монастыре есть явные намеки в монастырских челобитных конца XVII в. и в некоторых других источниках1. Известно, что мона­ стырю еще в конце XVI в. был пожалован колокол царем Иваном Гроз­ ным2. Позже, после того как в 1742 г. Пречистенский монастырь был приписан к Соловецкому, этот колокол вместе с другими монастырскими колоколами был отписан на имя архиепископа Холмогорского и Важско- го Варсонофия3. Перед тем как непосредственно обратиться к теме исследования, постараемся выяснить количественный состав вкладчиков Кандалакш­ ского монастыря, опираясь на сведения вкладной книги. Согласно нашим подсчетам, в источнике упоминаются 715 человек (100%)4. Разумеется, не все эти лица были вкладчиками монастыря. Из этого числа необходи­ мо исключить старцев монастыря, присутствующих в формуляре вклад­ ной записи, но при этом, по существующим сведениям, не выступающих в качестве вкладчиков; всех тех лиц, которые во вкладной записи служат «пояснением» для родственных и социальных связей непосредственного делены специальные рубрики для территориальных вкладчиков. Есть среди послед­ них и представители Кандалакши. (Архив СПб. ИИ РАН. - Кол. 2. - № 152.) Рубри­ кацию содержали и вкладные книги Троице-Сергиева, Владимирского Рождествен­ ского и Антониево Сийского монастырей. (Токарев А.В. О структуре монастырских вкладных книг ХѴІ-ХѴІІІ вв. // Ежегодник Богословской конференции Православ­ ного Свято-Тихвинского богословского института. - М., 2002. - С. 104.) 1 Так, о «жалованных» монастырю царских «утвари, ризы, сосуды и книги» упо­ минает в своей челобитной кандалакшский строитель Иоасаф, поданной на имя ца­ рей Ивана и Петра Алексеевичей в декабре 1686 г. (Российский государственный архив древних актов (РГАДА). - Ф. 159. - Оп. 3. - Д. 2466. - Л. 87.) Согласно доне­ сению «инспекторов» архиепископа Холмогорского и Важского Рафаила, Ивана Стафурова и Ивана Кончакова, в 1709 г. келарь Пречистенского монастыря (имя не раскрывается) продал и «отдал за безценок» утварь, ризы «и иные освященные по­ требы», которые были жалованьем «великого государя». (Государственный ар хив Архангельской области (ГААО). - Ф. 31. - Оп. 3. - Д. 213. - JI. 2об.) 2 Харузин Н.Н. Русские лопари: Очерки прошлого и современного быта. - М., 1890. Приложение 2. Выписка из писцовой книги Алая Михалкова 116, 117, 119 гг. (Далее - Писцовая книга). - С. 459. 3 Государственный архив Мурманской области (ГАМО). - Ф. 20-И. - On. 1. - Д. 118.— Л. 34. ’ 4 Выражаю благодарность Е.А. Ореховой за помощь в обработке сведений вкладной книги. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz