Никонов, С. А. Состав вкладчиков Кандалакшского монастыря во второй половине XVI-XVII вв. // V Ушаковские чтения, [Мурманск, 15-17 мая 2008 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2008. – С. 12-38.
тех лиц, которые жили на средства монастыря и трудились на обитель, как говорится в источнике, «ис платья»1. Следовательно, отношения ме жду вкладчиком и монастырем могли способствовать переходу первого на иждивение обители. Менее многочисленны среди вкладчиков лопари. Одна из задач, которую должен был выполнять Кандалакшский монастырь, заключа лась в распространении христианства среди язычников. Именно такая мотивировка —основан для «лопского крещенья» —содержалась в пер вой, несохранившейся до настоящего времени, жалованной грамоте, вы данной монастырю Иваном Грозным2. Однако насколько успешно про текала миссионерская деятельность обители и сколь сами монахи были ревностны к ней, сказать трудно, поскольку монастырь, в отличие от Пе- ченгского, возник в удалении от саамских погостов. Это, возможно, ста ло причиной того, что у монастыря, за единственным исключением, не было угодий, ранее принадлежавших лопарям3. Первые свидетельства о вкладах лопарей в монастырь датируются вкладными записями 1582/83 г. К сожалению, вкладная запись не пояс няет, из какого саамского погоста происходил этот первый вкладчик - лопин Митя Васильев сын4. Наиболее близко от Кандалакши находились два саамских погоста - Бабинский и Еконгский5. Так, первый из двух лопарских погостов в за писях вкладной книги представлен только лопарем Гаврилой Малым, пе редавшим вклад в марте 1659 г.6Выходцами из второго погоста были три вкладчика Пречистенской обители: лопари Фомка Петров сын, Ларион Ерика (апрель 1663 г.) и Юрий Ларионов сын Рухталец (февраль 1687 г.)7. Вклады лопарей, разумеется, не выступают свидетелями высокой степени религиозности коренных жителей края. В этом отношении очень показателен вклад лопаря Григория Цытоя. Запись, к сожалению, не по ясняет принадлежность Григория к какому-то конкретному саамскому погосту. Он дважды - в апреле 1665 г. и в январе 1671 г. - передавал вклады монастырю. Вклады включали в себя как продукты промысла (соленая рыба), скот (оленей), так и предметы ведения промысла (озер' РГАДА. - Ф. 1209. - Кн. 15056. - Л. 36. 2 Русская историческая библиотека. - СПб., 1875. - Т. И. - Стб. 690. Монастырь владел частью угодий ковдозерских лопарей, находившихся на Тудо- озере и Кольекорги (Писцовая книга... - С. 462). Последующая судьба этих угодий нам неизвестна. 4 Вкл. кн. - Л. 12об. 5 По сведениям «Росписи лопарским погостам» (1623/24 г.), Бабинский и Екостров- ский погосты располагались от Кандалакши на равном расстоянии - 60 верст (СМПИКП. - № 27. - С. 61). Последующая судьба этих угодий нам неизвестна. 6 Вкл. к н .- Л . 189об. 7 Там же. - Л. 190, 195об., 225. 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz