Никонов, С. А. Состав вкладчиков Кандалакшского монастыря во второй половине XVI-XVII вв. // V Ушаковские чтения, [Мурманск, 15-17 мая 2008 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2008. – С. 12-38.

вкладной книге и в переписной книге Кольского уезда 1677—1679 гг. Ес­ ли в первом источнике Ефрем предстает как казачек, то во втором он именуется более общим определением - бобыль. По всей видимости, пе­ реписчики не учитывали нюансов социального положения отдельных ка­ тегорий крестьянства, стремясь передать его социальный статус такими общими определениями, как крестьянин и бобыль. Некоторые особенности социального положения Ефрема Пахомова раскрывает еще один небезынтересный источник. В фондах Мурманско­ го областного краеведческого музея хранятся две рукописные Минеи служебные, которые, как можно судить по специальным записям, были приобретены у Кандалакшского монастыря и пополнили собрание книг волостной церкви Иоанна Предтечи. Приведем интересующую нас за­ пись о покупке одной из Миней полностью —«Куплена сия книга Менея в дом Иоанна Предтечи на церковныя казенныя денги старостою Ефре­ мом Пахомовым сыном, а дано за нее денег два рубля в Кандалашском монастыре, при игумени Иоасафе и при строители старце Иоасафе во 194 году месяца декабря в 29 день»1. Спустя 5 лет, в феврале 1690 г., все тот же староста Ефрем Пахо­ мов на церковные «казенные деньги» приобрел из собрания монастыр­ ских книг еще одну Минею служебную2. Таким образом, одной из граней социального положения Ефрема Пахомова являлось и представительство в одной из должностей в струк­ туре управления Кандалакшской волости. Должность церковных старост, выступавших, по сути, контролирующей инстанцией общины за имуще­ ством церкви и расходованием ее средств, была широко распространена среди волостных миров Русского Севера и Сибири3. Социальный состав кандалакшских вкладчиков, как видим, был достаточно однороден. Ими выступали либо крестьяне, либо бобыли. При этом, в одном случае, отношения вкладчика с монастырем, со временем, переросли в новую стадию социальных взаимоотношений друг с другом. Речь идет о Евсее Маркове сыне Суботине, который два­ жды —первый раз в 1672/73, а второй в марте 1674 гг. —передал вклад обители4. Согласно данным переписной книги 1677/78 г., Евсей (чье со­ циальное положение не конкретизируется в записи о вкладе, хотя из­ вестно, что брат Евсея Фома Суботин был бобылем) находился в числе 1 Из фондов Мурманского областного краеведческого музея (МОКМ). - ОФ-3965. - П и кр-З .-Л . 415. 2 Из фондов МОКМ. - ОФ-4425. - Пикр-4. - Л. 12, 14. 3 Одно из последних исследований проблемы церковных старост принадлежит П.С. Стефановичу (Стефанович П С. Приход и приходское духовенство в России в XV1-XVII веках. - М., 2002. - С . 271-278). 4 Вкл. к н .- Л . 213. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz