Никонов, С. А. Состав вкладчиков Кандалакшского монастыря во второй половине XVI-XVII вв. // V Ушаковские чтения, [Мурманск, 15-17 мая 2008 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2008. – С. 12-38.
вкладной книге и в переписной книге Кольского уезда 1677—1679 гг. Ес ли в первом источнике Ефрем предстает как казачек, то во втором он именуется более общим определением - бобыль. По всей видимости, пе реписчики не учитывали нюансов социального положения отдельных ка тегорий крестьянства, стремясь передать его социальный статус такими общими определениями, как крестьянин и бобыль. Некоторые особенности социального положения Ефрема Пахомова раскрывает еще один небезынтересный источник. В фондах Мурманско го областного краеведческого музея хранятся две рукописные Минеи служебные, которые, как можно судить по специальным записям, были приобретены у Кандалакшского монастыря и пополнили собрание книг волостной церкви Иоанна Предтечи. Приведем интересующую нас за пись о покупке одной из Миней полностью —«Куплена сия книга Менея в дом Иоанна Предтечи на церковныя казенныя денги старостою Ефре мом Пахомовым сыном, а дано за нее денег два рубля в Кандалашском монастыре, при игумени Иоасафе и при строители старце Иоасафе во 194 году месяца декабря в 29 день»1. Спустя 5 лет, в феврале 1690 г., все тот же староста Ефрем Пахо мов на церковные «казенные деньги» приобрел из собрания монастыр ских книг еще одну Минею служебную2. Таким образом, одной из граней социального положения Ефрема Пахомова являлось и представительство в одной из должностей в струк туре управления Кандалакшской волости. Должность церковных старост, выступавших, по сути, контролирующей инстанцией общины за имуще ством церкви и расходованием ее средств, была широко распространена среди волостных миров Русского Севера и Сибири3. Социальный состав кандалакшских вкладчиков, как видим, был достаточно однороден. Ими выступали либо крестьяне, либо бобыли. При этом, в одном случае, отношения вкладчика с монастырем, со временем, переросли в новую стадию социальных взаимоотношений друг с другом. Речь идет о Евсее Маркове сыне Суботине, который два жды —первый раз в 1672/73, а второй в марте 1674 гг. —передал вклад обители4. Согласно данным переписной книги 1677/78 г., Евсей (чье со циальное положение не конкретизируется в записи о вкладе, хотя из вестно, что брат Евсея Фома Суботин был бобылем) находился в числе 1 Из фондов Мурманского областного краеведческого музея (МОКМ). - ОФ-3965. - П и кр-З .-Л . 415. 2 Из фондов МОКМ. - ОФ-4425. - Пикр-4. - Л. 12, 14. 3 Одно из последних исследований проблемы церковных старост принадлежит П.С. Стефановичу (Стефанович П С. Приход и приходское духовенство в России в XV1-XVII веках. - М., 2002. - С . 271-278). 4 Вкл. к н .- Л . 213. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz