Никонов, С. А. Состав вкладчиков Кандалакшского монастыря во второй половине XVI-XVII вв. // V Ушаковские чтения, [Мурманск, 15-17 мая 2008 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2008. – С. 12-38.
Другой вкладчик, Василий Семилеток, выполнял некоторые пору чения монастырской администрации. Так, в июне 1660 г. власти Канда лакшского монастыря —келарь старец Савин и казначей старец Герасим - уведомляли холмогорского приказчика Иоасафа Мельцова о том, что «послали мы к тебе с Васильем с Семилетком на лоди проезжую память и список с памяти, да в том же ящыке послали государя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русси жалованную грамоту за красною за вислою печатю и список с преж того бывшыя жалованныя грамоты. И ты тую грамоту пошли к Москве...»1. В этот же приезд Василием были при везены и две книги (Евангелие и Обиходник), которые необходимо было «положить» в новый переплет2. Подобные поручения выполнял и другой монастырский вкладчик — Федор Кялмин, распоряжения по поводу которого содержатся в том же письме келаря старца Савина и казначея старца Герасима. Так, он дол жен был получить от приказчика Иоасафа деньги на «ссуду» для переда чи монастырскому бобылю Дмитрию Деменину. Самому Федору от при казчика причитались деньги за три росомашьи шкуры, которые ему еще «отвел прежней прикащык колмогорскои старец Герман»3. Федор вы полнял и более мелкие поручения монастырских властей. Так, летом 1660 г. им была отвезена какая-то «посылка» приказчику Вологодской службы старцу Никифору; в июле 1661 г. этим же вкладчиком было дос тавлено письмо из монастыря от игумена Иоакима к холмогорскому приказчику старцу Иоасафу; в августе того же 1661 г. Федор привез старцу Иоасафу и некий подарок —«бочерочку» - от игумена4. Не менее любопытна и личность еще одного из перечисленных выше вкладчиков Ефрема Пахомова. Из записи вкладной книги выясня ется, что Ефрем в течение нескольких лет подряд (с 1673/74 по 1678/79 гг. и в 1682/83 г.) ходил на монастырских судах в Холмогоры. Запись не конкретизирует, какого рода работу выполнял Ефрем во время этих на вигаций. Единственное о чем можно говорить с уверенностью, так это о том, что Ефрем в этих плаваниях выступал в качестве наемного работни ка, получавшего «найм» за свой труд. Вырученные от работы деньги пе редавались в качестве вклада монастырю. Переписная книга 1677/78 г. дает возможность, что уже отмечалось, выяснить и местожительство это го вкладчика. Ефрем не имел собственного двора и проживал на подво рье бобыля Кондратия Малчиторова, двор которого находился на «воло стной» стороне Кандалакши. Не лишним будет отметить и то, что соци альный статус Ефрема по-разному представлен в двух источниках: во 1Р Г А Д А .-Д . 1 . - Л . Іоб. 2 Там же. 3 Там же. - Л. 1. 4 Там же. - Л. 1;Д . 7 . - Л . 9 , 10. 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz