Никонов, С. А. Состав вкладчиков Кандалакшского монастыря во второй половине XVI-XVII вв. // V Ушаковские чтения, [Мурманск, 15-17 мая 2008 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2008. – С. 12-38.

ру Кандалакшской волости, очень дробной. Основная часть населения волости делилась на 2 большие категории —крестьяне и бобыли. В свою очередь, последние разделялись на волостных бобылей и бобылей мона­ стырских, живших на «белой земле» Кандалакшского монастыря. К по­ следним, как мы помним, принадлежал и сын одного из вкладчиков мо­ настыря Ивана Деменина - Дмитрий. Количественный состав монастыр­ ских бобылей для конца XVII - начала XVIII вв. был сравнительно неве­ лик. Так, если по переписи 1677/78 г. за монастырем числилось 3 бо- быльских двора, мужское население которых составляло 9 человек (ис­ ключая женщин), то к началу следующего столетия число дворов сокра­ тилось до 2. Сократилось, по всей вероятности, и население дворов, по­ скольку, согласно последним данным переписи 1712 г., оно, включая женщин, не увеличилось, а составляло по-прежнему 9 человек1. Внутри этих групп кандалакшского крестьянства существовали и более незначи­ тельные социальные прослойки, зачастую не учитывающиеся (в плане социального определения) переписными книгами. Речь идет о «казач­ ках», «пришлых людях», бездворовых бобылях, а также обо всех тех, чей статус и вовсе никак не определяется источниками. Итак, что можно сказать о социальном положении кандалакшских вкладчиков Пречистенского монастыря. В ряде случаев вкладная запись упоминает статус вкладчика, который совпадает со сведениями перепис­ ной книги 1677/78 г. Две крупные социальные группы, на которые дели­ лась волость, —крестьяне и бобыли —почти в равной пропорции пред­ ставлены среди вкладчиков. Так, в числе выделенных нами вкладчиков, сведения о которых сохранились в других источниках, пятеро относятся к крестьянам Кандалакши (Анисим Федоров сын, Гаврила Кирмуев, Илья Карташов, Кондратий Малой, Григорий Пушкарев) и пятеро - к бо­ былям (Антипа Кузмин, Василий Семилеток, Ефрем Пахомов, Семен Чюдин и Федор Кялмин). Территориально все дворы крестьян-вкладчиков располагались на «волостной» стороне (правый берег реки Нивы) Кандалакши2. Несколько сложнее обстоит вопрос с местожительством бобылей-вкладчиков. Дело в том, что, как следует из данных переписной книги 1677/78 г., часть из них не имели своего «угла» и вынуждены были ютиться на подворьях более состоятельных волостных крестьян и бобылей. Так, бобыль Анти- 1Архив СПб. ИИ РАН. - Ф. 10. - Оп. 3. - Д. 20. - Л. 109об. - 110. ‘ Волость Кандалакша располагалась по обеим берегам реки Нивы. На левом нахо­ дился Пречистенский монастырь, и за этой стороной закрепилось наименование «монастырской», в то время как на правом берегу находилась собственно сама во­ лость. Подобное жесткое разделение существовало только в конце XVI - начале XVII вв. Со второго десятилетия XVII в. левый берег Нивы также заселяется воло­ стными крестьянами и бобылями. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz