Никонов, С. А. Состав вкладчиков Кандалакшского монастыря во второй половине XVI-XVII вв. // V Ушаковские чтения, [Мурманск, 15-17 мая 2008 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2008. – С. 12-38.
книг 1710 и 1712 гг. и других источников1. Сам же Дмитрий Деменин нередко встречается в документации монастыря, где выступает в качестве лица, которому обитель давала раз личные поручения2. Несколько лучше ситуация с источниками обстоит для второй по ловины столетия. В нашем распоряжении имеются не только данные о волости переписных книг Кольского уезда конца XVII - начала XVIII вв., но и монастырская документация (переписка по хозяйственным вопро сам с Холмогорской монастырской службой, приходо-расходная книга Вологодской службы). Все перечисленные источники позволяют более отчетливо увидеть особенности социального положения отдельных вкладчиков и их взаимоотношений с обителью. Вначале перечислим эту группу кандапакшских вкладчиков, указывая в скобках время передачи вкладов: Василий Семилеток (1643/44, 1648/49, 1652 гг.), Федор Иванов сын Кялмин (август 1659 г., 1661/62 г., 1663/64 г.), Федот Валев (1662/63 г.), Григорий Пушкарев (январь 1662 г.), Кондратий Трофимов сын Малой (ноябрь 1663-1671/72 гг.), Гаврило Федотов сын Кирмуев (август 1648, апрель 1665 гг.), Антипа Козмин сын (1667/68-1673/74 гг.), Ефрем Пахомов (1674/75-1682/83 гг.), Анисим Федоров сын (март 1680 г.), Илья Федотов сын Карташов (апрель 1687 г.), Семен Никитин сын Чюдин (февраль 1687, 1691/92 гг.)3. К этому списку могут быть до бавлены еще несколько вкладчиков, чья связь с Кандалакшей выявляется по другим источникам: Герасим Иванов сын (1663 г., брат Матфея Нем- чина), Евсей Марков сын Суботин (март 1674 г.) и Илья Марков сын Су- ботин (февраль 1684 г.), Иван Тимофеев сын Кузаранда (апрель 1649— 1670/71 гг.), Иван Никитин сын (март 1672 г., август 1681-1686/87 гг., брат Семена Пастуха)4. Попытаемся определить социальный облик вышеперечисленных вкладчиков. Подспорьем в решении этого вопроса для нас послужат дан ные 3 переписных книг Кольского уезда, составленных в 1677-1679 гг., в 1710Г.ИВ 1712г. Сведения различных источников показывают социальную структу 1 Архив СПб. ИИ РАН. - Ф. 10. - Оп. 3. - Д. 21. - Л. 34; Д. 20. - Л. 109об.; ГААО. - Ф. 1025. - Оп. 5. - Д. 327. - Л. 2. 2 Из сохранившейся приходо-расходной книги приказчика Вологодской службы Кан далакшского монастыря старца Герасима (1680/81 г.) известно, что Дмитрий Деме нин являлся одним из членов этой службы, находясь в статусе казенного подьячего (ОР РНБ. - Q. IV. - № 364. - Л. 23, 24). Сюда же, в Вологду, Дмитрием Демениным была привезена и кабала на Кандалакшского крестьянина Максима Федотова сына Третьякова (Там же. - Л. 9). 3 Вкл. кн. - Л. 150об., 153об., 188-188об., 196, 196об., 199об., 203об., 207об., 215- 215об., 220, 225об. 4 Там ж е .- Л . 166, 169, 187, 210, 213, 221об., 223. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz