Никонов, С. А. Состав вкладчиков Кандалакшского монастыря во второй половине XVI-XVII вв. // V Ушаковские чтения, [Мурманск, 15-17 мая 2008 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2008. – С. 12-38.

Сказать что-либо определенное о других вкладчиках-кандалакша- нах этого периода не представляется возможным. В первой половине XVII в. известны вкладчики, чье происхожде­ ние связано с Кандалакшской волостью (в скобках указываем время пе­ редачи вкладов). Это —братья Яков и Иван Емельяновы дети (ноябрь 1601 г.), Андрей Васильев сын Бурко (1602/03 г.), супруги Ананья Иудин сын и Василиса Стефанова дочь (1610, 1615/16 гг.), Кузьма Новодере­ венский (1610/11 г.), Дионисий Клементьев сын (1615/16 г.), Трофим Афанасьев сын (1615/16 г.), Андрей Павлов сын Чумак (1621/22 г.), Фе­ дор Новодеревенский (март 1630 г.), Лутьян Федоров сын Новодеревен­ ский (ноябрь 1630 г.) и Иван Яковлев сын Деменин (июль 1621, 1622/23 и 1630/31 гг.)'. Нельзя не отметить, что сведения о двух первых в списке вкладчи­ ках - братьях Якове и Иване Емельяновых детях —содержатся как в ос­ новной части книги, так и в описи монастырского имущества. Но если во вкладной записи Яков Емельянов выступает как единственный жертво­ ватель угодий (пол-лука на реке Колвице), то в описи имущества этот вклад преподносится в качестве совместного от обоих братьев2. Отсутствие писцовых описаний Кандалакшской волости препятст­ вует установлению более конкретных данных о большинстве перечис­ ленных вкладчиков. Единственное исключение составляют два вкладчика - Андрей Павлов сын Чумак и Иван Яковлев сын Деменин. Так, говоря о первом из названых, отметим, что среди амбаров, находившихся на посаде Коль­ ского острога, писцовая книга 1608-1611 гг. называет и амбар «кандо- локшенина» Андрея Чумака. Кроме этого, на становище Лок-наволок со­ вместно с неким Бахтой Микулиным Андрей Чумак владел промысло­ выми постройками - избой и скией3. Более примечательна личность Ивана Деменина: он трижды передавал вклады монастырю, общая стои­ мость которых, по оценке монахов, составила 11,5 рублей. В записях вкладной книги известен и сын Ивана, Дмитрий Деменин. При этом здесь он выступает во вполне определенном социальном качестве - ка­ зенный дьячок Пречистенского монастыря. Связь Дмитрия Деменина с монастырем еще более раскрывается при обращении к другим источни­ кам. Так, по данным переписной книги 1677/78 г. известно, что двор Дмитрия относился к одному из трех бобыльских дворов, принадлежав­ ших обители4. Статус монастырского бобыля сохранил и один из четы­ рех сыновей Дмитрия Федот Деменин, известный по данным переписных ' Вкл. к н .- Л . 43, 52, 81 об., 84об., 85об., 86, 94об., 98, 114об., 142-142об. 2 Там же. - Л. 230. 3 Писцовая книга... - С. 410, 427. 4 Р Г А Д А .-Ф . 1209.- К н . 15056.- Л . Збоб. - 37. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz