Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.
в податях, мирских сборах и повинностях»1. Представляя собой долю в общей массе общинных угодий, лук, в то же время, являлся и определени ем доли труда, который могла вложить та или иная крестьянская семья в эксплуатацию природных ресурсов волости. В последнем случае во вни мание принимался не только количественный состав семьи, но и ее эконо мические возможности (прежде всего, орудия промысла), включающие и уровень доходов. Распределение луков в Варзуге происходило через свое образные волостные торги, на которых крестьяне, в зависимости от уровня благосостояния, приобретали то или иное количество луков. Количество луков для каждой волости, формы распределения уго дий, как показал в своей докторской диссертации И.Ф.Ушаков, на Коль ском Севере имели свои локальные особенности. Говоря о Кандалакше, исследователь замечает, что здесь, по переписи 1574/75 г., крестьянам при надлежало 7 'Л луков. В отличие от волостей Терского берега (прежде все го, Умбы), где количество луков оставалось стабильным, в Кандалакше происходил рост луковых угодий за счет саамских владений2. Приводимые исследователем данные о количестве луковых угодий в Кандалакше, со ссылкой на писцовые описания Василия Агалина 1574/75 г. (по Варзуге) и Алая Михалкова 1608-1611 гг. (по Кандалакше), нельзя назвать верными. В действительности писцовых описаний Канда лакшской волости, составленных В.Т. Агалиным до настоящего времени не сохранилось, что же касается описания Алая Михалкова, то 7 ‘Л луков составляли не все волостные угодья, которых было значительно больше, а только часть угодий самого Кандалакшского монастыря3. Опираясь на сведения писцовой книги Алая Михалкова, а также ис пользуя этнографические описания Кандалакши, составленные в начале XX в. , можно получить представление о тех природных ресурсах, которые составляли экономическую основу всего поморского селения. Не лишним будет отметить, что вплоть до кон. XVIII в. основным видом промысла для Кандалакши оставался вылов семги и других видов речной и озерной рыбы. И только с кон. XVIII столетия на первое место в экономической жизни селения выходит лов сельди5. В какой степени пере 1 Копанев А.И. Указ. соч.- С. 182-183. 2 Ушаков И.Ф. История Кольского Севера с древнейших времен до 1917 года. - С. 169-170. 3 Харузин Н.Н, Русские лопари: Очерки прошлого и современного быта. - М., 1890. - Приложение 2: Выписка из писцовой книги Алая Михалкова 116, 117, 119 гг. (далее - Писцовая книга). - С. 460. Никольский Вс.В. Быт и промыслы населения западного побережья Белого моря (Сороки - Кандалакша). По материалам исследования летом 1921 года. - М., 1927. 5 Ушаков И.Ф. Кольская земля. - С. 203-204; Впрочем, современный исследователь Я.И. Алексеева относит возникновение в Кандалакше промысла т.н. «егорьевской» сельди не ранее 1840-х гг. (См. Алексеева Я.И. Время возникновения весеннего про мысла егорьевской сельди в Кандалакшском заливе Белого моря // IV Ушаковские 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz