Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.

гие монастыри Кольского уезда, по той причине (о чем ниже), что не имел значительных угодий за пределами самой Кандалакши. Участие монастыря в вылове рыбы в морских и прибрежных водо­ емах Кандалакшской волости дополнялось и его участием в добыче мор­ ской продукции на промыслах Мурмана. Таким образом, внимание иссле­ дователя должно быть обращено не только к вопросам складывания мона­ стырских угодий внутри самой волости, но и к вопросу о формировании промысловых становищ монастыря на Мурмане. Не меньшее значение в экономической жизни Кольского уезда XVI - начала XVIII вв. занимало и солеварение. Возникшая изначально в среде черносошных крестьян добыча соли из морской воды впоследствии становится доходной статьей бюджета пришлых и местных монастырей, поставлявших на рынки Поморья (Холмогоры и Архангельск) и Севера (Устюг Великий, Тотьма и Вологда) России в значительных объемах соле­ ную продукцию1. Таким образом, рассматривать монастырское хозяйство региона, по­ лагаю, необходимо во всех его трех «ипостасях»: вотчинные угодья сло­ жившиеся внутри крестьянской общины (Кандалакшская волость), промы­ словые становища на Мурманском берегу и, наконец, монастырские усо- лья, действовавшие в различных частях Кандалакшского побережья Белого моря. Обратимся к первой составляющей хозяйственной «триады» Канда­ лакшского монастыря. а) Луковые угодья монастыря в Кандалакшской волости. К моменту создания монастыря в Кандалакше уже существовала особая система рас­ пределения угодий между крестьянами. Имеющиеся в Кандалакше водные, сенокосные и лесные угодья распределялись между крестьянами на услов­ ные единицы, получившие наименования «луков». Подобный порядок рас­ поряжения угодьями присутствовал, о чем уже было замечено, и во всех других русских волостях уезда, не исключая Кольского острога. Наиболее обстоятельно порядок луковладения на материале волости Варзуга Терско­ го берега изучил А.И. Копанев2. В частности, исследователь отметил, что все угодья (прежде всего семужьи тони) волости составляли общинную неделимую собственность. С этим взглядом вынуждены были считаться и монастыри-феодалы, активно скупавшие крестьянские угодья начиная с 70-80-х гг. XVI в. Лук, в таком случае, «являлся определенной единицей, по которой волость могла установить размер участия каждого хозяина в промысле (как в трудовом отношении, так и в отношении доли продукта), 1 В недавнее время вопрос об участии некоторых монастырей Севера России в соляной торговле в середине XVIII в. был затронут в диссертации А.В. Крайковского. (См. Крайковский А.В. Торговля солью на Русском Севере в 1630-1650-х годах: Дис. ... к.и.н. - СПб., 2005.) Хотя автор специально и не касался проблемы участия в торговле монастырей Кольского уезда - Печенгского и Кандалакшского. 2 Копанев А.И. Указ. соч. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz