Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.

ется тем, что усолье было приобретено монастырем и впоследствии утра­ чено в промежутке между составлением упомянутых описаний уезда. Усолье, о котором идет речь, располагалось на р. Канде, где мона­ стырь владел тонями, закрепленными за ним еще по писцовому описанию 1608-1611 гг1. Кандское усолье фигурирует в двух источниках: первый, недатированный - это письмо приказчика кольской монастырской службы старца Серапиона к приказчику холмогорской службы старцу Иоасафу Мельцову, второй - челобитная государям Ивану и Петру Алексеевичам кандалакшского игумена Иоасафа (декабрь 1686 г.). Первый из названных источников относится к более раннему времени, чем второй, и может быть датирован в пределах первой половины 1660-х гг2. Но, несмотря на это, челобитная раскрывает более ранний этап конфликта, чем письмо, что дает нам право в обращении к истории тяжбы сначала обратиться к ней. Не останавливаясь на пересказе всего текста документа, отметим, что, по словам игумена Иоасафа, «во 165-м году блаженные памяти Никон патриарх имал за себя под дание в Колском остроге Печенской монастырь за Крестной монастырь, а наши соляные варницы были с печенскими смежны и по ево (патриарха. - С.Н.) заступе доправлено на нас (в) Печен­ ской монастырь убытков восмьсот рублев денег»3. Данный эпизод из истории Кандалакшского монастыря, как видим, относится к 1656/57 г. Правда, в показания игумена Иоасафа вкралась одна небольшая неточность: в действительности Печенгский монастырь был приписан к Крестному-Онежскому монастырю в 1658 г., т.е. годом или двумя позже того срока начала конфликта, который указан в челобитной. Крестному монастырю благоволил патриарх Никон, а это, как известно, открывало возможности для патриарших любимцев решать спорные дела в свою пользу. Отметим, что к Кандалакшскому монастырю у патриарха бы­ ла особая неприязнь, вызванная тем, что отсюда из-под стражи удалось бежать одному из наиболее активных деятелей раскола протопопу Ивану Неронову4. Челобитная не конкретизирует места нахождения смежных печенг- ских и кандалакшских варниц. Но, зная о тех районах, где действовали усолья Печенгского монастыря, можно с уверенностью говорить о том, что 1 Писцовая книга. - С, 461. 2 Основанием для датировки служит время исполнения должности приказчика Холмо­ горской службы Кандалакшского монастыря - старца Иоасафа Мельцова. В свою должность, по нашим наблюдениям, приказчик Иоасаф вступил не позднее июня 1660 г. и продолжал в ней оставаться, по данным известных нам источников, до 1665 г. 3 РГАДА. - Ф. 159. - Оп. 3. - Д. 2466. - Л. 88 . 4 Ушаков И.Ф. Кольская земля. - С. 188; Он же. Раскольники // Он же. Избранные про­ изведения. - Мурманск, 1998. - Т. 3. - С. 15—18; Он же. «На Усть-Ниве реки..,» // Там же, - С. 42-44; Он же. Ссылка на Кольский Север в досоветский период. - Мурманск, 2007.- С . 14-18, 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz