Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.
В ряде записей вкладной книги в качестве вкладов фигурируют це лые или части («полицы») цренов. Передача монастырю именно цренов, а не варничных мест, как кажется, подтверждает мнение Е.И. Заозерской о том, что крестьянское солеварение носило «кустарный» характер и не предполагало оборудование специальных мест для производства соли1. Усолья Кандалакшского монастыря впервые упоминаются в жало ванной грамоте Федора Ивановича (от 24 января 1592 г.), дарующей осво бождение обители на два года от уплаты таможенных пошлин при провозе соли и государственных податей с угодий и соленых варниц2. Согласно жалованной грамоте, за монастырем находились 4 варницы. Текст источ ника нам известен только в пересказе описи монастырской документации (1742 г.), в ввиду чего мы не можем сказать, где именно находились эти 4 соленые варницы. Вопрос о локализации 4 монастырских усолий проясняет писцовая книга Алая Михалкова. 2 варницы располагались в Лувенгской губе: одна на наволоке, вторая в кути3. Другие 2 варницы находились в Колвицкой губе (см. Карту 2)4. Если взглянуть на карту (см. Карту 2), то можно заключить, что все варницы стояли неподалеку от Белого моря, имея, тем самым, возмож ность получения необходимого для выварки соли рассола. Одно из вышеназванных усолий - Колвицкое - встречается и в двух записях вкладной книги монастыря, датируемых 1646/47 и 1649 гг. При этом в первой из них упоминается и имя монаха-приказчика, в ведении ко торого в этот момент находилось усолье. Этим приказчиком был старец Тарасий, принявший от Фомы Семенова сына Луховика в качестве вклада бочку рыбы5. Таким образом, монастырские варницы возникли на территории са мой волости, в местах традиционного рыбного и соленого промысла кан далакшских крестьян. Спустя несколько десятилетий ситуация изменилась. Описание Кан далакши, произведенное в 1677/78 г., отмечает общее увеличение числа монастырских усолий. Переписная книга фиксирует за монастырем 5 усо лий: в Колвице, Лувенге, Княжой, Широкой и в Кукиной губах6. Относи 1 Заозерская Е.И. Указ. соч. - С. 103. 2 Архив СПб. ИИ РАН. - Кол. 115. - № 20. - Л. 2 об. 3 Писцовая книга. - С.461; Наволоком, в языке поморов, называется мыс. Кутом назы вают дальний угол, или конец чего-либо (См. Меркурьев И.С. Живая речь кольских поморов. - С. 77, 89). Следовательно, вторая варница должна была находиться в кон це Лувенгской губы. 4 Писцовая книга. - С. 461. 5 Вкл. кн. - Л. 168 об. - 169. 6 РГАДА. - Ф. 1209.- O n . 1. - Кн. 1 5 0 5 6 .-Л .3 7 ; Ф. 159. - Оп. 3. - Д. 4245.- Л . 4. 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz