Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.

В ряде записей вкладной книги в качестве вкладов фигурируют це­ лые или части («полицы») цренов. Передача монастырю именно цренов, а не варничных мест, как кажется, подтверждает мнение Е.И. Заозерской о том, что крестьянское солеварение носило «кустарный» характер и не предполагало оборудование специальных мест для производства соли1. Усолья Кандалакшского монастыря впервые упоминаются в жало­ ванной грамоте Федора Ивановича (от 24 января 1592 г.), дарующей осво­ бождение обители на два года от уплаты таможенных пошлин при провозе соли и государственных податей с угодий и соленых варниц2. Согласно жалованной грамоте, за монастырем находились 4 варницы. Текст источ­ ника нам известен только в пересказе описи монастырской документации (1742 г.), в ввиду чего мы не можем сказать, где именно находились эти 4 соленые варницы. Вопрос о локализации 4 монастырских усолий проясняет писцовая книга Алая Михалкова. 2 варницы располагались в Лувенгской губе: одна на наволоке, вторая в кути3. Другие 2 варницы находились в Колвицкой губе (см. Карту 2)4. Если взглянуть на карту (см. Карту 2), то можно заключить, что все варницы стояли неподалеку от Белого моря, имея, тем самым, возмож­ ность получения необходимого для выварки соли рассола. Одно из вышеназванных усолий - Колвицкое - встречается и в двух записях вкладной книги монастыря, датируемых 1646/47 и 1649 гг. При этом в первой из них упоминается и имя монаха-приказчика, в ведении ко­ торого в этот момент находилось усолье. Этим приказчиком был старец Тарасий, принявший от Фомы Семенова сына Луховика в качестве вклада бочку рыбы5. Таким образом, монастырские варницы возникли на территории са­ мой волости, в местах традиционного рыбного и соленого промысла кан­ далакшских крестьян. Спустя несколько десятилетий ситуация изменилась. Описание Кан­ далакши, произведенное в 1677/78 г., отмечает общее увеличение числа монастырских усолий. Переписная книга фиксирует за монастырем 5 усо­ лий: в Колвице, Лувенге, Княжой, Широкой и в Кукиной губах6. Относи­ 1 Заозерская Е.И. Указ. соч. - С. 103. 2 Архив СПб. ИИ РАН. - Кол. 115. - № 20. - Л. 2 об. 3 Писцовая книга. - С.461; Наволоком, в языке поморов, называется мыс. Кутом назы­ вают дальний угол, или конец чего-либо (См. Меркурьев И.С. Живая речь кольских поморов. - С. 77, 89). Следовательно, вторая варница должна была находиться в кон­ це Лувенгской губы. 4 Писцовая книга. - С. 461. 5 Вкл. кн. - Л. 168 об. - 169. 6 РГАДА. - Ф. 1209.- O n . 1. - Кн. 1 5 0 5 6 .-Л .3 7 ; Ф. 159. - Оп. 3. - Д. 4245.- Л . 4. 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz