Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.
ства на таких варницах велся либо силами отдельного крестьянского хо зяйства, либо силами складнических объединений1. Другими словами, производство соли в таких масштабах способно было обеспечить личные и промысловые потребности одного или нескольких крестьянских хозяйств. Скупка варниц монастырскими организациями приводила к изменению всего процесса выварки соли: в усольях использовался труд не только профессиональных рабочих (поваров, цренных мастеров, подварков и т.п.), но и многочисленных наемных работников, выполнявших различные виды трудоемких работ (прежде всего, рубка леса и доставка дров к варницам). Судить о степени развития соляного промысла среди крестьян Кан далакши во второй половине XVI - начале XVII вв. достаточно трудно. Напомним, что писцовых описаний Кандалакши «письма» Василия Агали- на, по всей видимости, не сохранилось, а в более поздней писцовой книге Алая Михалкова отсутствует описание, собственно, самой Кандалакшской волости. О наличии в Кандалакше крестьянского солеварения позволяет су дить, пусть и в минимальной степени, вкладная книга Кандалакшского мо настыря. Так, среди вкладчиков, упомянутых как в основном содержании источника, так и в описи монастырского имущества, встречаются и те, кто передавал обители «варничные» места. В 1579/80 (или в 1580/81) г. некий Олфер Филиппов сын в качестве вклада передал монастырю варницу. Вар ница, как позволяет судить запись, включала в себя и хозяйственные по стройки («и з клетми и з двором»)2. Два вкладчика, известных нам по описи монастырского имущества, Прокофий и Петр Нестерев Анашевы дети, в качестве вклада передали мо настырю в общей сложности 1 «цренное место»3. Запись, и в этом случае, дает возможность увидеть хозяйственную структуру «цренных мест». Так, они состояли из клетей и «колодезя». В клетях, как можно предполагать, хранились необходимый инвентарь и вываренная соль. Сами «цренные места» обоих вкладчиков находились на р. Лувенге, там же, где действова ли и усолья самого Кандалакшского монастыря. Если запись о вкладе «цренного места» братьев Анашевых не может быть точно датирована, то о другом подобном вкладе, также «географиче ски соотносившимся» с р. Лувенгой, можно сказать более определенно о времени его передачи монастырю. Так, в 1586/87 г. Прокопий Федоров сын Тевятин вкладом в монастырь передал «полместа варничного в Лувенги, на Усть-Лувонги реки». Вклад, как об этом указывает запись, П.Ф. Тевяти- ным был передан не только за себя, но и за двух сыновей вкладчика - Ива на и Петра4. 1 Розен Б.Е. Указ. соч. - С. 63-65; Заозерская Е.И. Указ. соч. - С. 103, 143. 2 Вкл. кн. - JI. 9. 3 Там же. - Л. 230. 4 Там ж е .-Л . 15 об, 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz