Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.

ственными постройками (источников, подтверждающих обратное, в нашем распоряжении нет), то начало участия Пречистенской обители в освоении рыбного промысла Мурмана относится уже к тому времени, когда послед­ ний активно действовал и развивался. Карта 1 Становища Кандалакшского монастыря на Мурманском берегу (конец ХѴІ-ХѴІІ вв.) "тч;- К V г и IV Y. Ъ О V 'M' "Ѵ‘ Ж / ~ у •Р’Г . , . */,>• M O V ¥- , 4 ( / у / ^ : f b І •*,/ К- і ( Лfv' ѵ , ^ ч ч( W .) ' S л І х Т У ѵ / л # л ч /$ \ \ Г\ . " / 1 ) 0 у’ту{ Ufn'f ) \ J / >""vJ. \ */ ' " '°, ;■ К ' \ 'L'- . * ■% ‘ ■.^}] / / \ ; \\ " ..r,..x„ ‘> r : ,1J * i / '' -Zjii'r! / ді- Ч'К * ..s'. V Хозяйственная деятельность монастыря на Мурманском берегу во многом обеспечивалась монастырской службой в Кольском остроге. Не ос­ танавливаясь специально на этом вопросе (этому посвящен отдельный очерк), отметим, что первые признаки регулярного присутствия Кандалакш­ ских монахов в Коле могут быть отнесены к рубежу 70-80-х гг. XVI в1. Напомним, что к моменту окончания писцового описания западного побережья Мурмана монастырь, в качестве совладельца, располагал пра­ вами на промысловые постройки в трех становищах: Лок-навалоке, Лавы- шеве и Кегоре, Полученные Пречистенской обителью в качестве вкладов права на распоряжение промысловыми постройками в других станови­ щах - Гридино, Лазорево, Май-наволоке - еще до 1608 г. оказались утра­ ченными. Причин, подтолкнувших монастырь к продаже этих хозяйствен­ ных строений другим промышленникам (возможно, кандалакшанам), мы не знаем. Не знаем, к сожалению, мы и того, какие из промысловых строе­ ний на Мурманском берегу сохранились за монастырем на протяжении 1 Именно для этого времени вкладная книга монастыря фиксирует вклады, которые можно связать с промысловой деятельностью кандалакшских старцев на Мурманском берегу. Так, в 1583/84 г. один из вкладчиков, Семен Ус, передал монастырю «судно удебное на Мурманском (море. - С.Н.) да и с парус[ом] и со всею снастью» (Вкл. кн. —Л. 11 об,). Тогда же некий Миня «сам промышлял весну на Мурманском». Последнее подразумевало участие вкладчика в работах на монастырь (Там же. - JI. 11). 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz