Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.
вершено описание Кольского острога и промысловых становищ Мурман ского берега в 1608 г. Одно из наиболее поздних приобретений, фиксируемых вкладной книгой, на Мурманском берегу, на становище Лок-наволок, было сделано в 1635 г. На этот раз в качестве вкладчика выступил один из старцев самой Пречистенской обители - монах Иона Широкий, передавший родному мо настырю незначительную часть, в сравнении с предшествующими вклада ми, своих прав на распоряжение промысловыми постройками. Вкладная запись их определяет как «в-ызбе шестая доля»1. Возможно, в период после составления писцового описания Алая Михалкова Кандалакшский монастырь приобрел либо полностью, либо частично становище Куванцы, также находившееся в районе п-ова Рыба чий (см., Карту 1). О кратком периоде распоряжения названным станови щем Кандалакшским монастырем сообщает грамота царя Михаила Федо ровича (от 8 августа 1629 г.), предписывающая кандалакшским старцам вывезти со становища «избы» и воспрещающая производить на нем лов рыбы. До настоящего времени этот документ, по всей видимости, не со хранился. О грамоте нам становится известно благодаря т.н. «майорской» описи имущества и документации Троицкого Печенгского монастыря, со ставленной в 1757 г2. В конце XIX в. с этим документом знакомился цер ковный историк о. Никодим (Кононов), оставивший его краткое описание в одной из глав своей работы, посвященной истории Трифонова Печенг ского монастыря, в которой содержался перечень документов монастыр ского архива.3 Монастырский архив был восстановлен в кон. XIX в. бла годаря активной просветительской деятельности настоятеля Печенгского монастыря (возрожден в 1886 г.) - игумена Ионафана. В кратком описании царской грамоты, составленной о. Никодимом (Кононовым), содержится одно немаловажное обстоятельство: дело по спорному вопросу между Кандалакшским и Печенгским монастырями рас сматривалось кольским воеводой Григорием Зловидовым4. О каком именно становище Куванцы идет речь, со всей определен ностью сказать трудно. Дело в том, что, согласно писцовой книге 1608— 1611 гг., на западном берегу Мурмана было три становища с таким назва нием: Лопские Куванцы, Средние Куванцы и Третьи Куванцы5. Несмотря на это, полагаем, что писцовое описание Мурмана и несохранившаяся гра 1 Вкл.кн. - JI. 148 06 . - 149. 2 К истории Трифоно-Печенгского монастыря // Архангельские епархиальные ведомо сти. - № 24. - 30 декабря. - 1896. - С, 698. 3 Иером. Никодим (Кононов). Преподобный Трифон, просветитель лопарей, Печенг- ский чудотворец, и церковно-историческое значение основанной им обители. - СПб., 1898.- С . 18-23. 4 Иером. Никодим (Кононов). Указ. соч, - С. 21. 5 Писцовая книга. - С. 426. 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz