Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.
Объектом исследования для нас послужит один из местных мона стырей края - Кандалакшский Рождества Пречистой Богородицы мона стырь. Перед тем как обратиться непосредственно к самому интересующе му нас вопросу, сделаем ряд методических замечаний. В отличие от подав ляющего большинства монастырей Поморья и Севера России, чье эконо мическое благосостояние, пусть и в минимальной степени, зависело от продуктов сельского хозяйства, на Кольском Севере в силу природно- климатических особенностей получение продуктов последнего было не возможным. Основу благосостояния монастырей, а также крестьянского и посадского населения уезда в значительной мере составляли продукты морских, речных и озерных промыслов, которые поступали на рынок Се вера России и, в меньшей степени, Северной Европы. Удачная продажа рыбной продукции давала возможность приобретать те предметы сельско го хозяйства, которые было невозможно получить здесь. Особенностью хозяйственной деятельности монастырей в Кольском уезде, в тех случаях, когда мы имеем дело с присутствием духовных орга низаций в недрах черных волостей края, являлось то, что им приходилось встраиваться в уже существовавший и действовавший в течение несколь ких столетий механизм распределения угодий. Все освоенные волостью водные, лесные и сенокосные угодья распределялись на определенное ко личество луков, численность которых варьировалась для каждой волости по-разному1. Являясь фактическим собственником части, а то и всех луков, монастырь, несмотря на это, не посягал на периодическое перераспределе ние угодий среди крестьян. Правда, как было показано А.И. Копаневым, монастырь в этой ситуации все равно выступал в качестве собственника, а крестьяне вынуждены были довольствоваться участью арендаторов или наемных работников, трудившихся за определенную долю прибыли от экс плуатации природных ресурсов волости2. Пречистенский монастырь, в этой ситуации, оказывался в куда более значительной степени связанным с трудовым циклом волости, нежели дру 1 Ушаков И.Ф. История Кольского Севера с древнейших времен до 1917 года: Дис, ... д.и.н. - Мурманск, 1978. - С. 161, 165-169. Автор выражает благодарность П.В. Фе дорову за возможность ознакомиться с рукописью докторской диссертации И.Ф. Ушакова. 2 Копанев А.И. Неземледельческая волость в ХѴІ-ХѴІІ вв. // Крестьянство и классовая борьба в феодальной России. Сборник статей памяти Ивана Ивановича Смирнова. - JL, 1967. - С. 193; Филин П.А. «Варзужская служба» Соловецкого монастыря в ХѴІІ-ХѴІІІ веках по документам Российского государственного архива древних ак тов // Массовые источники истории и культуры России ХѴІ-ХХ вв. Материалы 12 Всероссийской конференции «Писцовые книги и другие массовые источники ис тории и культуры России 16-20 вв.: проблемы изучения и издания», посвященной памяти В.В. Крестинина (1729-1795). - Архангельск, 19-23 июня 2001 г. - Архан гельск, 2002. - С. 328-334. 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz