Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.
Таким образом, становища имели достаточно удобную жилую и хо зяйственную структуру, приспособленную к нуждам ведения промысла в суровых условиях Крайнего Севера. Представив общую характеристику промысловых становищ Мурма- на, вновь обратимся к вопросу о становищах Кандалакшского монастыря. Если опираться только на сведения писцовой книги Алая Михалкова, то можно прийти к заключению, что промысловые строения пречистен ских старцев находились исключительно на западном берегу Мурмана: в становищах Кегор, Лавышеве и Лок-наволоке1. Все три становища локали зуются на территории современного п-ова Рыбачий (см., Карту I)2. В первом из названных становищ кандалакшские монахи не явля лись полными собственниками промысловых построек, а выступали в ка честве совладельцев. На становище Лавышево монахам принадлежала лишь 1А хозяйственных и жилых построек. Совладельцами старцев высту пали посадский человек Кольского острога Конан Ребуев (ему принадле жало 2/4 строений) и стрелец того же острога Иван (он владел % частью становища)3. На этом же становище монастырь имел и еще одно строение (изба и ския4), которое полностью ему принадлежало5. Уже в середине XVII в. пречистенскими старцами была приобретена еще часть хозяйственных построек на становище Лавышево. В период ме жду 1657/58 и 1659/60 гг. (точная датировка вклада источником не поясня ется) кольским стрельцом Назаром Антоновым сыном была передана /з часть хозяйственных построек становища6. От этого же вкладчика в мо настырь поступила и какая-то часть становища Куванцы (о чем ниже). Нельзя не отметить в этой связи, что оба вклада были получены Канда лакшским старцем Иваном, известным по другим источникам для этого периода как приказчик Кольской монастырской службы. На втором становище, Лок-наволоке, совладельцем хозяйственных по строек выступал уже не весь Пречистенский монастырь, а только один его старец-Иосиф. Этот монах также не был единоличным владельцем постро ек, а распоряжался ими совместно с неким Бориской Малым7. Выскажем предположение, которое, к сожалению, невозможно проверить источника ми, что Иосиф, в данном случае, владел частью недвижимого имущества не в качестве представителя монастырской корпорации, а как частное лицо. 1 Писцовая книга. - С. 427. 2 Державин B.JI. Указ. соч. - С. 28. 3 Писцовая книга. - С. 427. 4 Ския (скея) - амбар для хранения трески и др. рыбы (См. Подвысоцкий А. Словарь областного Архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. - СПб., 1885.- С . 157). 5 Там же. 6 Вкл. к н .- Л . 207. 7 Писцовая книга. - С. 427. 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz