Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.
луком угодий, 3 сенными теребами, дворовым местом, соляной варницей с хозяйственными постройками1. Перепись владений Валаамского монастыря в Ковде (1666 г.) еще более проясняет конкретное местонахождение этих угодий. Так, из пере писи старца Селевкия следует, что Пречистенский монастырь владел сен ными «розчистями» за о, Ругозером (см., Карту 2)2. Эта «розчисть» нахо дилась в «окружении» угодий Валаамского монастыря. Ежегодно с этого сенокоса монастырь снимал по 40 возов сена3. В июне 1663 г., как явствует из письма кандалакшского игумена, прибывшие на арендованные земли монастырские работники и служки столкнулись с противодействием со стороны ковдских крестьян, По сло вам игумена Иоасафа, крестьяне потребовали вернуть кортомные сенокосы им, мотивируя свои претензии тем, что «мы-де подводы ставим за Паякан- ския покосы». В случае отказа вернуть кортомные покосы крестьяне гро зились их отнять силой и передать приказчику Чернорецкого усолья Соло вецкого монастыря. Монастырские работники и служки наотрез отказа лись, заявив крестьянам: «То у кого мы кортомим, тому и кортому да дим»4. Получив отказ, крестьяне прибегнули к хитрости: они на время по просили у кандалакшского служки кортомную грамоту и не вернули ее, передав документ приказчику Чернорецкого усолья старцу Ивану . В ответ на жалобу и просьбу кандалакшского игумена Иоасафа вер нуть кортомные покосы, а также направить в Ковду межевалыцика для от вода угодий, строитель Крестного-Онежского монастыря Исайя направил письмо соловецкому архимандриту Варсонофию. Нам известен черновик этого письма, в котором строитель Исайя требовал вернуть отнятые неза конно сенные покосы кандалакшским старцам. В противном случае Исайя грозился «бити челом великому государю»6. Несмотря на то что исход этого конфликта нам не известен, можно предполагать, что все же он завершился в пользу Кандалакшского мона стыря. Совсем не случайно, спустя 3 года после известия об этом столкно вении монастыря с ковдскими крестьянами, в переписи угодий Валаамско го монастыря в Ковде 1666 г. вновь встречается упоминание о сенных по косах Кандалакшского монастыря в Пояконде. О ковдских угодьях Пречистенской обители сообщает и приходо- расходная книга вологодской службы монастыря 1681/82 г7. Между двумя 1 СМПИКП. - № 58. - С. 95. 2 ОР Р Н Б .-Ф . 1 2 8 3 .-№ 19.- Л . 6 . 3 Там же. 4 РГА Д А .-Ф . 1 1 9 5 ,-О п . З .- Д . 116.- Л . 1. 5 Там же. - Д. 58. - Л. 1. 6 Там же. - Л. 2. 7 ОР РН Б.- Q . IV -№ 3 6 4 . 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz