Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.

луком угодий, 3 сенными теребами, дворовым местом, соляной варницей с хозяйственными постройками1. Перепись владений Валаамского монастыря в Ковде (1666 г.) еще более проясняет конкретное местонахождение этих угодий. Так, из пере­ писи старца Селевкия следует, что Пречистенский монастырь владел сен­ ными «розчистями» за о, Ругозером (см., Карту 2)2. Эта «розчисть» нахо­ дилась в «окружении» угодий Валаамского монастыря. Ежегодно с этого сенокоса монастырь снимал по 40 возов сена3. В июне 1663 г., как явствует из письма кандалакшского игумена, прибывшие на арендованные земли монастырские работники и служки столкнулись с противодействием со стороны ковдских крестьян, По сло­ вам игумена Иоасафа, крестьяне потребовали вернуть кортомные сенокосы им, мотивируя свои претензии тем, что «мы-де подводы ставим за Паякан- ския покосы». В случае отказа вернуть кортомные покосы крестьяне гро­ зились их отнять силой и передать приказчику Чернорецкого усолья Соло­ вецкого монастыря. Монастырские работники и служки наотрез отказа­ лись, заявив крестьянам: «То у кого мы кортомим, тому и кортому да­ дим»4. Получив отказ, крестьяне прибегнули к хитрости: они на время по­ просили у кандалакшского служки кортомную грамоту и не вернули ее, передав документ приказчику Чернорецкого усолья старцу Ивану . В ответ на жалобу и просьбу кандалакшского игумена Иоасафа вер­ нуть кортомные покосы, а также направить в Ковду межевалыцика для от­ вода угодий, строитель Крестного-Онежского монастыря Исайя направил письмо соловецкому архимандриту Варсонофию. Нам известен черновик этого письма, в котором строитель Исайя требовал вернуть отнятые неза­ конно сенные покосы кандалакшским старцам. В противном случае Исайя грозился «бити челом великому государю»6. Несмотря на то что исход этого конфликта нам не известен, можно предполагать, что все же он завершился в пользу Кандалакшского мона­ стыря. Совсем не случайно, спустя 3 года после известия об этом столкно­ вении монастыря с ковдскими крестьянами, в переписи угодий Валаамско­ го монастыря в Ковде 1666 г. вновь встречается упоминание о сенных по­ косах Кандалакшского монастыря в Пояконде. О ковдских угодьях Пречистенской обители сообщает и приходо- расходная книга вологодской службы монастыря 1681/82 г7. Между двумя 1 СМПИКП. - № 58. - С. 95. 2 ОР Р Н Б .-Ф . 1 2 8 3 .-№ 19.- Л . 6 . 3 Там же. 4 РГА Д А .-Ф . 1 1 9 5 ,-О п . З .- Д . 116.- Л . 1. 5 Там же. - Д. 58. - Л. 1. 6 Там же. - Л. 2. 7 ОР РН Б.- Q . IV -№ 3 6 4 . 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz