Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.

Печенгского и ряда других, не местных, а «пришлых» в Кольском уезде монастырей, включавшие в себя саамские погосты, располагались на при­ брежной (по берегу Баренцева моря) территории, богатой рыбой и мор­ ским зверем. Те же саамские погосты, что существовали вдоль «тракта» от Кандалакши до Кольского острога, не раздавались в вотчинное владение монастырям. По справедливому замечанию ученого, этой мерой власть стремилась сохранить участие саамов в отправлении такой важной госу­ дарственной повинности, как ямская1. . Кроме этого, нельзя забывать, что Кандалакшский монастырь возник на значительном удалении от саамских погостов. Наиболее близкими для него были два - Екостровский и Бабинский погосты, расположенные в 60 верстах от волости и монастыря2, в то время как Печенгский монастырь стал создавать свое хозяйство в районе проживания нескольких саамских селений. И все же отдельные части угодий в саамских погостах были и за Пречистенской обителью. Так, по данным писцовой книги Алая Михалко­ ва, монастырь владел угодьями ковдозерских лопарей («половина Тудо- озеро и Кольекорги»)3. Эти угодья им были приобретены по купчей «ков­ дозерских же лопарей Пронки Васильева сына да Федки Аикасарова сы­ на»4. Полученные по купчим угодья ковдозерских лопарей Кандалакш­ ским монастырем использовались для вылова речной, т.н. «белой», рыбы, которая шла не столько на продажу, сколько на удовлетворение личных потребностей самой монашеской братии. Единичный факт приобретения Кандалакшским монастырем угодий у ковдозерских лопарей опровергает мнение исследователей, утверждав­ ших, что рост владений этой духовной корпорации происходил, в том чис­ ле, за счет скупки саамских владений5. Спустя столетие приобретенные обителью угодья по-прежнему про­ должали сохраняться за ней. Так, согласно описи монастырского имущест­ ва, составленного Пречистенским строителем старцем Пахомием в декабре 1 Ушаков И.Ф. Указ. соч. - С. 119. 2 СМПИКП. - № 27. - С. 61. 3 Писцовая книга. - С. 462; Согласно данным М.Г. Кучинского, ковдозерский погост известен только писцовой книге Алая Михалкова и не встречается в других источни­ ках. Позже этот лопарский погост вошел в состав Ковдской волости. Сам же ковдо­ зерский погост исследователем относится к группе т.н. «лешелопских погостов», рас­ полагавшихся на территории северной Карелии и современной Финляндии (См. Ку- чинский М.Г. Социальная организация саами Кольского уезда в ХѴІ-ХѴІІІ вв.: Ис­ точники и методы реконструкции: Дис. ... к.и.н. - М., 2007. - С. 135-136). 4 Писцовая книга. - С. 462. 5 Устюгов Н.В,Саамы // Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в. / Под ред. А.А. Новосельского, Н.В. Устюгова. - М., 1955. - С. 772, 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz