Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.
Печенгского и ряда других, не местных, а «пришлых» в Кольском уезде монастырей, включавшие в себя саамские погосты, располагались на при брежной (по берегу Баренцева моря) территории, богатой рыбой и мор ским зверем. Те же саамские погосты, что существовали вдоль «тракта» от Кандалакши до Кольского острога, не раздавались в вотчинное владение монастырям. По справедливому замечанию ученого, этой мерой власть стремилась сохранить участие саамов в отправлении такой важной госу дарственной повинности, как ямская1. . Кроме этого, нельзя забывать, что Кандалакшский монастырь возник на значительном удалении от саамских погостов. Наиболее близкими для него были два - Екостровский и Бабинский погосты, расположенные в 60 верстах от волости и монастыря2, в то время как Печенгский монастырь стал создавать свое хозяйство в районе проживания нескольких саамских селений. И все же отдельные части угодий в саамских погостах были и за Пречистенской обителью. Так, по данным писцовой книги Алая Михалко ва, монастырь владел угодьями ковдозерских лопарей («половина Тудо- озеро и Кольекорги»)3. Эти угодья им были приобретены по купчей «ков дозерских же лопарей Пронки Васильева сына да Федки Аикасарова сы на»4. Полученные по купчим угодья ковдозерских лопарей Кандалакш ским монастырем использовались для вылова речной, т.н. «белой», рыбы, которая шла не столько на продажу, сколько на удовлетворение личных потребностей самой монашеской братии. Единичный факт приобретения Кандалакшским монастырем угодий у ковдозерских лопарей опровергает мнение исследователей, утверждав ших, что рост владений этой духовной корпорации происходил, в том чис ле, за счет скупки саамских владений5. Спустя столетие приобретенные обителью угодья по-прежнему про должали сохраняться за ней. Так, согласно описи монастырского имущест ва, составленного Пречистенским строителем старцем Пахомием в декабре 1 Ушаков И.Ф. Указ. соч. - С. 119. 2 СМПИКП. - № 27. - С. 61. 3 Писцовая книга. - С. 462; Согласно данным М.Г. Кучинского, ковдозерский погост известен только писцовой книге Алая Михалкова и не встречается в других источни ках. Позже этот лопарский погост вошел в состав Ковдской волости. Сам же ковдо зерский погост исследователем относится к группе т.н. «лешелопских погостов», рас полагавшихся на территории северной Карелии и современной Финляндии (См. Ку- чинский М.Г. Социальная организация саами Кольского уезда в ХѴІ-ХѴІІІ вв.: Ис точники и методы реконструкции: Дис. ... к.и.н. - М., 2007. - С. 135-136). 4 Писцовая книга. - С. 462. 5 Устюгов Н.В,Саамы // Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в. / Под ред. А.А. Новосельского, Н.В. Устюгова. - М., 1955. - С. 772, 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz