Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.
крестьяне пытались вернуть монастырские угодья в «режим» совместного общинного владения1. Попытка закрепить за монастырем угодья, которыми могли, пусть и не в полной мере, распоряжаться кандалакшские крестьяне, связана и с та ким процессом, обозначившимся со второго десятилетия XVII в., как фор мирование особой категории монастырских бобылей Пречистенской оби тели. Как уже говорилось выше, пользуясь давним пожалованием, закреп лявшим «монастырский наволок» за кандалакшскими монахами, мона стырь после 1613 г. предоставляет здесь места для строительства дворов «пришлым людям», искавшим в Кандалакше спасения от разорений Сму ты. Формировавшийся слой монастырских бобылей, на который распро странялся ряд податных льгот, вызывал раздражение волостного крестьян ства и бобылей, служившее причиной столкновений между волостью и монастырем. Можно думать, что одним из поводов для конфронтации, в том числе, было и стремление Пречистенской обители закрепить за собой право полного распоряжения угодьями, исключающего претензии на них со стороны волости. Отсутствие источников, раскрывающих механизм пользования угодьями монастырем и волостью после 1611 г., затрудняет окончательное прояснение этого вопроса. А.И. Копанев, в свое время, высказал предположение о том, что по терявшие луки крестьяне Варзужской волости выступали в качестве арен даторов и работников по найму на монастырских угодьях, в то время как порядок ведения промысла на общинных угодьях сохранялся прежним, та ким, каким он существовал до времени активного проникновения мона стырей в волость2. Вероятно, что-то подобное существовало и в Канда лакше, где оставшиеся без угодий бобыли и бедные крестьяне выступали в качестве наемных работников монастырской организации. Совсем не слу чайно, что значительную группу кандалакшских вкладчиков монастыря со ставляли именно бобыли, трудившиеся на различных «работах» обители3. Изменения в структуре владения Кандалакшским монастырем воло стными угодьями, происходят в XVIII в. Отчасти начавшиеся изменения связаны с общим процессом наступления государства на монастырское хо зяйство в период петровских реформ. Неблагоприятными факторами для Пречистенской обители стала и серия катастроф, обрушившаяся на мона стырские суда во время перевозки соли из Кандалакши на Холмогоры и с Холмогор на Устюг. Кандалакшская братия вынуждена была влезть в дол ги, из которых так и не смогла выбраться (см. Очерк VI). 1 Никольский Вс.В. Указ. соч. - С. 71, 76. 2 Копанев А.И. Указ. соч. - С. 193. 3 Никонов С.А. Состав вкладчиков Кандалакшского монастыря во второй половине ХѴІ-ХѴІІ веков // V Ушаковские чтения: Сборник научных статей. - Мурманск, 2008. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz