Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.

крестьяне пытались вернуть монастырские угодья в «режим» совместного общинного владения1. Попытка закрепить за монастырем угодья, которыми могли, пусть и не в полной мере, распоряжаться кандалакшские крестьяне, связана и с та­ ким процессом, обозначившимся со второго десятилетия XVII в., как фор­ мирование особой категории монастырских бобылей Пречистенской оби­ тели. Как уже говорилось выше, пользуясь давним пожалованием, закреп­ лявшим «монастырский наволок» за кандалакшскими монахами, мона­ стырь после 1613 г. предоставляет здесь места для строительства дворов «пришлым людям», искавшим в Кандалакше спасения от разорений Сму­ ты. Формировавшийся слой монастырских бобылей, на который распро­ странялся ряд податных льгот, вызывал раздражение волостного крестьян­ ства и бобылей, служившее причиной столкновений между волостью и монастырем. Можно думать, что одним из поводов для конфронтации, в том числе, было и стремление Пречистенской обители закрепить за собой право полного распоряжения угодьями, исключающего претензии на них со стороны волости. Отсутствие источников, раскрывающих механизм пользования угодьями монастырем и волостью после 1611 г., затрудняет окончательное прояснение этого вопроса. А.И. Копанев, в свое время, высказал предположение о том, что по­ терявшие луки крестьяне Варзужской волости выступали в качестве арен­ даторов и работников по найму на монастырских угодьях, в то время как порядок ведения промысла на общинных угодьях сохранялся прежним, та­ ким, каким он существовал до времени активного проникновения мона­ стырей в волость2. Вероятно, что-то подобное существовало и в Канда­ лакше, где оставшиеся без угодий бобыли и бедные крестьяне выступали в качестве наемных работников монастырской организации. Совсем не слу­ чайно, что значительную группу кандалакшских вкладчиков монастыря со­ ставляли именно бобыли, трудившиеся на различных «работах» обители3. Изменения в структуре владения Кандалакшским монастырем воло­ стными угодьями, происходят в XVIII в. Отчасти начавшиеся изменения связаны с общим процессом наступления государства на монастырское хо­ зяйство в период петровских реформ. Неблагоприятными факторами для Пречистенской обители стала и серия катастроф, обрушившаяся на мона­ стырские суда во время перевозки соли из Кандалакши на Холмогоры и с Холмогор на Устюг. Кандалакшская братия вынуждена была влезть в дол­ ги, из которых так и не смогла выбраться (см. Очерк VI). 1 Никольский Вс.В. Указ. соч. - С. 71, 76. 2 Копанев А.И. Указ. соч. - С. 193. 3 Никонов С.А. Состав вкладчиков Кандалакшского монастыря во второй половине ХѴІ-ХѴІІ веков // V Ушаковские чтения: Сборник научных статей. - Мурманск, 2008. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz