Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.

Возможно, подобные ситуации произошли и с вкладами Матфея Мансирдоя и Ивана Девятого: первоначально переданные как вклад, а позже изъятые у монастыря, угодья названных лиц могли быть вновь вы­ куплены обителью. Рассмотрим распределение луковых угодий в зависимости от харак­ тера их приобретения монастырем. Как и в предыдущем случае, когда речь шла о количестве луковых угодий, этот вопрос следует рассматривать ин­ дивидуально для каждого из используемых нами источников - писцовой и вкладной книги (включающей и опись монастырского имущества). Итак, в первом случае, когда основным источником выступает писцовая книга, сведения о приобретении монастырских угодий распределяются так: 29 случаев получения угодий путем вклада, 15 случаев получения угодий путем покупки и 2 случая приобретения угодий через «закладную кабалу». Во втором случае, когда основным источником при определении спорных ситуаций о характере поступившего вклада для нас выступают вкладная книга и опись имущества, данные будут выглядеть следующим образом: 33 случая приобретения угодий путем получения вклада, 9 случаев полу­ чения угодий путем их покупки и, наконец, 2 случая приобретения угодий через «закладную кабалу». Несмотря на имеющиеся расхождения в сведениях о путях склады­ вания вотчинных угодий монастыря в Кандалакшской волости, остается признать, что основным источником, все же, оставалось приобретение лу­ ков через получение обителью вклада. Получив в свое распоряжение основную часть всех угодий Канда­ лакши, Пречистенский монастырь, тем самым, закрыл для себя всякую возможность роста владений внутри волости. «Конкурентов» в деле стя­ жания крестьянских угодий у монастыря в Кандалакше, по всей видимо­ сти, не было. По отрывочным данным источников известно лишь о том, что здесь были небольшие владения Печенгского и Соловецкого монастырей1. Исходя из сведений вкладной книги, основная часть приобретений луковых угодий монастырем была осуществлена до 1602 г. Для более позднего времени известны лишь два единичных упоминания о поступле­ нии луковых угодий в монастырь после указанного времени. Так, в 1630/31 г, кандалакшский крестьянин Нестор Дмитриев сын Кляпиков сре­ ди прочих «вложений» передал в монастырь и «вод треть лука» на р. Кол- вице. Спустя непродолжительное время, в июле 1631 г„ весь вклад был изъят из монастыря2. Значительно позже, в январе 1662 г. другой крестьянин Григорий Пушкарев передал монастырю «лук сенных покосов». Сенокосные угодья поступили в монастырь не в качестве безусловной собственности, а были 1 Сб. ГКЭ. - Т. II, - № 136. - Стб. 439; № 154. - Стб. 499; № 155; СМПИКП. - № 8 . - С. 139; № 5 8 .- С . 100, 2 Вкл, кн. - Л . 144 об. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz