Никонов, С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI - первой четверти XVIII вв. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Вып. 9. – С. 108-152.
Жалованной грамотой Ивана Грозного ТА лука угодий были освобо ждены от уплаты податей и несения повинностей. Впрочем, льготный на логовый режим, включающий полное освобождение от уплаты дани и об рока, на монастырские угодья был распространен несколько раз. Так, 24 января 1592 г, монастырю была выдана жалованная грамота царя Федо ра Ивановича, освобождавшая обитель от уплаты «дани и оброку и всяких податей на 7 100 и 7 101 годы»1. В июле 1597 г, грамота была вновь под тверждена2. Жалованные грамоты Федора Ивановича в настоящее время нам не известны. Сведения об этих грамотах содержатся в описи монастырской документации, составленной в сентябре 1742 г. Краткость описания со держания грамот не дает возможности установить, в связи с чем мона стырь получил на непродолжительное время льготный налоговый режим. Можно только высказать предположение, что эта уступка со стороны вла сти была вызвана просьбой самого монастыря: в мае 1589 г. монастырь подвергся разорению шведскими отрядами и нуждался в восстановлении своего хозяйства3. Рост владений монастыря, а также и способы приобретения угодий внутри волости могут быть реконструированы на основе писцовой книги Алая Михалкова. Сведения этой книги, особенно в части, относящейся к фиксации монастырских угодий, не совсем точные. На это обстоятельство уже обращалось внимание в историографии4. Совсем в недавнее время В.И. Ивановым на основе анализа данных писцовой книги 1608-1611 гг. и различных документов, относящихся к Троицкому Печенгскому монасты рю, удалось показать, что Алай Михалков не внес в книгу ряд сведений об угодьях этой духовной корпорации5. Недостоверность сведений книги была ясна и современникам - по садским людям Колы и саамам Нотозерского и Сонгельского погостов. В 1665-1669 гг6, между посадскими людьми Колы и монахами Печенгско- го монастыря, с одной стороны, и крестьянами Кандалакши и монахами Кандалакшского монастыря - с другой происходил длительный спор отно сительно раскладки податей. Не вдаваясь в суть этого конфликта, заслужи вающего отдельного исследования, отметим, что свои претензии к кресть янам и монахам Кандалакши посадские люди основывали на том, что «в Кандалашской де волости и в монастыре по Васильевой книге Агалина 1 Архив СПб. ИИ РАН, - Кол. 115. - № 20. - Л. 2 об. 2 Там же. 3 Ушаков И.Ф, Кольская земля, - С. 88 . 4 Андреев А.И. О подложности жалованной грамоты Печенгскому монастырю 1556 г. - С. 139. - Прим, 2; Ушаков И.Ф, «На Усть-Ниве реки...» // Он же. Избранные произве дения. - Т. 3. - С. 41. 5 Иванов В.И. Монастыри и монастырские крестьяне Поморья. - С. 153-156. 6 Грамота 1697 г. // Харузин Н. Русские лопари. - Прил. 1. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz