Никонов, С. А. Псков, Новгород и Москва в конце XIV - первой половине XV веков // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. – Вып. 5. – С. 10-26.
Частая ссылка летописца на «крестное целование», возможно, служит не только указанием на мотив «братолюбия» Новгорода и Пскова, восходящий еще к древнерусской эпохе ХІ-ХІІ вв. Опреде ленную роль здесь играют и те самые юридические договоренности двух городов, оформлявшие как статус политических партнеров, так и взаимные обязательства по отношению друг к другу. Вновь возвращаясь к войне 1456 г., отметим, что для Пскова участие в конфликте с Москвой на стороне Новгорода было лишь но минальным. После подписания московско-новгородского соглашения в Яжелбицах Псковом не были утрачены традиционные связи ни с Новгородом, ни с Москвой. Отношения Пскова с двумя государствами строились по уже сложившейся ранее традиции. Если Новгород вплоть до утраты своей независимости по-прежнему воспринимался как «старший брат», ока зывавший время от времени военную и дипломатическую поддерж ку1, то Москва, обладавшая более высоким политическим авторите том, выступала по отношению к вечевой республике в качестве «осподаря». В политической культуре Пскова отношения второго ти па приобретают свой законченный вид со второй половины 50-х гг. XV в., знаменуя собой окончательное включение города-государства в сферу влияния Москвы. Постоянные обращения псковичей за по мощью к великому князю с просьбами о присылке войска или назна чении нового князя-наместника способствовали рождению в полити ческой культуре республики особой формулы, демонстрирующей место Пскова в союзе с Москвой. Впервые с этой формулой мы стал киваемся на страницах псковских летописей под 1461 г., когда деле гация республики просила Василия Темного, находившегося в январе 1461 г. в Новгороде, об оказании военной поддержки в войне с Орде ном. Свою просьбу псковские послы сопровождали следующим «эти кетным» обращением к великому князю: «О жаловании и о печалова- нии своея отчины, мужей псковичь добровольных людей»2. Представленная формулировка с рациональной точки зрения противоречива и не логична. Действительно, заявляя о своей зависи мости от великого князя, чему служит характеристика Пскова как «отчины», а Василия Темного как «осподаря», псковичи вместе с тем не забыли указать, что они являются «людьми добровольными», т.е. самостоятельными и сохраняющими большую степень политической свободы. 1Так, во время пограничного конфликта Пскова с Дерптским епископством, происхо дившим в 1458 г., Новгород играл посредническую роль, примиряя враждебные сто роны (Казакова Н А. Указ соч. - С 131; ПЛІ. - С . 56-57). 2 Г 1Л І.-С 58.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz