Никонов, С. А. Мурманский историк Леонид Михайлович Романов : к 60-летию со дня рождения // "Любимые мои учителя...": очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. – Мурманск, 2009. – С. 110-120.

С.А. Никонов МУРМАНСКИЙ ИСТОРИК ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ РОМАНОВ (К 60-летию со дня рождения) В 2006 году исполнилось 60 лет со дня рождения и 10 лет со времени кончины, как об этом ни горько писать, преподавателя МГПИ Л.М. Романова. Две даты, радост­ ная и скорбная, заставляют вспомнить о Леониде Михайловиче. Конечно, спустя годы сложно воссоздать творческий портрет историка, чей образ со временем, с годами все более и более стирается из памяти. Трудно еще и потому, что столь незаурядный и, безусловно, одаренный человек, каким был Леонид Михайлович, в полной мере рас­ крыл себя лишь в преподавательской работе. Эта часть «ремесла историка» навсегда остается с самим преподавателем и может быть доступной, увы, только тем, кто непо­ средственно входит с ним в творческое соприкосновение, во время лекций или семи­ нарских занятий. Констатация этого факта как будто лишает всякого смысла воспоминания об ушедшем человеке, не оставившем по себе ни громкого имени в науке, ни большого количества научных публикаций. Все это так, если бы не одно «но», связанное со спе­ цификой исторического знания. Одно из назначений истории заключается в том, чтобы оставлять память об ушедших, связывать невидимой нитью прошлое и настоящее. Прошлое, для автора, во многом имеет личный подтекст, поскольку волею судеб ему пришлось оказаться в числе тех последних студентов, которым читал свой курс «Исто­ рия политических партий в России» Леонид Михайлович. В этом смысле статья будет и благодарностью человеку, научившему не только меня, но, надеюсь, и других быть ис­ ториком. Другими словами, видеть в прошлом и настоящем не «факты и фактики» (по выражению самого Л.М. Романова), а определенную логику событий, обусловленную ходом самой жизни, истории. Такую логику, на этот раз вызванную особенностями ис­ ториографической и политической ситуации 70-х - начала 90-х гг., я постараюсь вы­ явить в личной судьбе историка. Леонид Михайлович родился 4 апреля 1946 г. в городе Белинском Пензенской области. Родители будущего историка, используя номенклатуру привычных для совет­ ского времени анкетных данных, принадлежали к числу служащих. Отец, Михаил Ива­ нович Романов, был военным. В годы Великой Отечественной войны танковая часть, в которой служил М.И. Романов, дислоцировалась в Иране. Находившиеся в этой, столь далекой от театра боевых действий стране советские войска прикрывали подход к вос­ точным границам СССР, не давая тем самым возможности прохода через Иран фаши­ стским силам. «Мирная» война позволила вернуться Михаилу Ивановичу живым и не­ вредимым с фронта. Мать, Нина Федоровна, в противоположность мужу, принадлежала к одной из наиболее мирных профессий - школьный учитель1. Возможно, это в какой- то мере определило и последующий, профессиональный выбор Леонида Михайловича. Спустя 3 года после рождения сына в 1949 году семья переезжает на Мурман, в город военных моряков - Североморск. Этот город стал новым домом для семьи Рома­ новых, если так можно выразиться, по долгу службы. Именно в Североморск получил свое служебное назначение Михаил Иванович. Вплоть до своего ухода в отставку Ми­ хаил Иванович и Нина Федоровна жили на Севере. Здесь же окончил 7-летнюю школу 1Архив МГПУ. - Личное дело Л.М. Романова. - Л. 3 об. 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz