Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Историография и источники 91 1734 и 1737 гг. Документы в настоящее время разделены между фондами мо­ настыря в ОР РН Б438 и РГАДА439. Все приходо-расходные книги лодейных старцев мурманского промысла написаны в тетрадях формата в 4°. В полном объеме сохранилась книга 1674 г., включающая счетную часть монастырского собора, проверявшего приказчика старца Феодосия. Осталь­ ные книги имеют утраты различной степени. В рассматриваемый период существовала практика составления книг в двух экземплярах. Об этом говорит книга 1675 г. мурманского приказчи­ ка старца Феодосия, один список которой отложился в ОР РНБ, а другой — в РГАДА440. Структура приходо-расходных книг второй половины XVII в. следу­ ющая. Внутри книги выделяются два раздела: приход и расход денежный; приход и расход натуральный. Такая структура соответствует структуре каз- 441 начейских приходо-расходных книг монастыря . В приходную денежную часть вносились сведения о деньгах, выданных приказчикам, и полученной ими выручке от различных видов продаж на Мурманском берегу, в расход­ ную —затраты на Мурманском берегу (уплата таможенных пошлин с рыбы и судов, найм караульщиков к становищу и др.) и на покупку различных при­ пасов в Архангельске после окончания промысла. Приходная натуральная часть включала запись продуктов и предметов, полученных от монастырско­ го приказчика Усть-Онежской службы, расходная —расход припасов и пред­ метов на Мурманском берегу на содержание промышленников и засолку рыбы. Составление лодейными приказчиками документации промысла отраже­ но и в казначейских приходо-расходных книгах. Одно из самых ранних та­ ких свидетельств относится к 1661 г.: старцу Мисаилу были выданы 10 руб. «серебреных денег», расход которых был зафиксирован в книге. Документ был представлен для отчета на монастырском соборе442. В эти же книги был занесен и расход смолы443. Приходо-расходные книги промысла второй по­ ловины XVII в. упоминаются в казначейских книгах монастыря в связи с де- 444 ятельностью других приказчиков . Из упомянутых в казначейских прихо­ до-расходных книгах документов нами обнаружена только книга приказчика старца Мелетия 1668 г. Все остальные, скорее всего, утрачены. 438 ОР РНБ. Ф. 1283. № 15, 22, 25-27. 439 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 767, 781, 794, 799, 888, 1045, 1095, 1111, 1142, 1162. 440 ОР РНБ. Ф. 1283. № 27; РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 247. 441 Иванов В. И. Бухгалтерский учет в России XVI-XVII вв. С. 56. 442 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 40. Л. 11 об. 443 Там же. Д. 41. Л. 10-10 об. 444 Это старцы Мелетий (1668 г.), Сергий (1671 г.), Феодосий (1672 г.), Памва (1680, 1682, 1686 гг.), Исаия (1694 г.), Серафим (1698 г.). См.: Там же. Д. 104. Л. 8 об.; Д. 165. Л. 84 об. —85; Д. 192. Л. 32 об.; Д. 306. Л. 73, 143; Д. 377. Л. 12; Д. 491. Л. 19 об.; Д. 556. Л. 31.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz