Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
90 Глава 1 промысла. Так же, как и казначейским, книгам Сумской службы свойственна формализация содержания. Так, в частности, в них мы не встретим имен ря довых членов артелей (покручеников), называются только кормщики, пра ктически нет отсылок на документацию промысла. Свое значение Сумская служба сохраняла и во второй половине XVIII в., после проведения секуляризации монастырских земель. Немногочисленные сохранившиеся книги службы за 1773, 1778-1779, 1785, 1788-1791 гг.436рас крывают такие функции в организации промысла, как подготовка снастей, выдача задатков артели, расчет с работниками по окончании промысла. Таким образом, Сумскую службу можно рассматривать как одного из ор ганизаторов монастырского промысла на Мурманском берегу. Такое зна чение службы в немалой степени было обусловлено и активным участием жителей острога и ближайшей округи в этом удаленном промысле. Нельзя исключать того, что и другие службы монастыря также могли быть органи заторами мурманского промысла. В частности, это могло относиться к Кем ской и Шуерецкой службам. Выходцы из этих мест также были активными участниками промысла на Мурмане. К сожалению, для XVII в. книги этих служб практически не сохранились437. В заключение хотелось бы обратить внимание и на следующую сторо ну работы с документами Соловецкого монастыря. Представляется, что ис следователи в должной мере еще не обратили внимания на раскрывающие крестьянский мурманский промысел источники, отложившиеся в фонде монастыря РГАДА. Во-первых, это касается реестров о выдаче паспортов крестьянам, отправлявшимся на Мурманский берег, за 1740-1760-е гг. Во- вторых, в делах, отражающих деятельность служб монастыря (в частности Сумского острога), также встречаются материалы о монастырском и кре стьянском промысле на Мурмане. Это судебные разбирательства, вызванные конфликтами среди промышленников или нарушениями ими законодатель ных норм, деловая переписка, содержащая порой крупицы ценных свиде тельств о промысле, и др. Заголовки архивных дел никак не отражают всего богатства их содержания, что требует от исследователя труда и времени для их разбора. 1.2.2.3. Крестный Онежский монастырь В архиве Крестного Онежского монастыря неплохо представлены доку менты монастырского мурманского промысла за вторую половину XVII — XVIII в. Среди них можно выделить несколько групп документов. Большое значение имеют приходо-расходные книги мурманского про мысла. Значительная часть этих документов представлена книгами лодей- ных приказчиков мурманского промысла —монастырских старцев. Сохра нились книги 1663, 1668, 1673-1675, 1709, 1719, 1712-1714, 1729, 1731, 1732, 436 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5013, 5189, 5354, 5442, 5443, 5488. 437 Иванов В. И. Бухгалтерский учет в России XVI-XVII вв. С. 23. Табл. 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz