Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Историография и источники 89 431 сохранившихся монастырских приходо-расходных книг , а второго — пу бликация книг последней трети XVI в.432 Ведением общемонастырских приходо-расходных книг занимался каз начей. В его книгах фиксировался текущий приход и расход монастырских средств. Казначейские книги конца XVI —XVII в. учитывали поступление и расход натуральных средств433. С 1680-х гг. в монастырском делопроизвод стве для этих нужд были выделены специальные книги продажи товаров434. Особенностью оформления книг XV I-XV II вв. является отсутствие дат при учете прихода и расхода. Кроме этого, содержание книг формализовано, что скрывает отсылки к другим видам монастырской документации: памятям, приходо-расходным книгам служб и т. п.435 Нами были изучены казначейские приходо-расходные книги за 1571 1710 гг. Для проблемы мурманского промысла наибольшее значение име ют сведения казначейских книг начиная с 1660-х гг. —времени, когда мона стырь стал регулярно отправлять артели на побережье Баренцева моря. Но и более ранние книги важны для изучения форм участия монастыря в промы сле. Информация, которую дают книги, может быть разделена на два блока: 1) отправка в конце весны —начале лета лодьи на Мурманский берег и свя занные с этим расходы; 2) прием рыбы и распределение доходов от ее прода жи между монастырем и артелью. Формализованный порядок ведения книг исключает любую дополнительную информацию, касающуюся промысла. Так, казначейские книги не раскрывают имен участников артелей, за исклю чением отдельных кормщиков, выполнявших, как следует думать, обязан ности руководителей артели. Практически не встретим в этих источниках упоминаний каких-либо видов документации промысла. Особенностью каз начейских книг является и то, что они не содержат статей об отпуске артелей на Мурманский берег. Вторая группа монастырских приходо-расходных книг представлена книгами Сумской службы. Эта служба, по определению В. И. Иванова, от носилась к числу административно-управленческих служб монастыря. В ее ведении находились такие вопросы, как организация монастырских рыбных и соляных промыслов, поставки продукции промыслов в монастырь. К од ной из обязанностей приказчиков служб относилась и организация артелей для мурманского промысла. Нами были изучены приходо-расходные книги Сумской службы за 1668-1699 гг. Как видно из источников, приказчик выде лял средства на содержание артелей (выплаты свершонка и ссуд), занимал ся организацией производства, закупкой снастей и других предметов, необ ходимых к промыслу, отправкой соли на Мурманский берег в летний сезон 431 Иванов В.И. Бухгалтерский учет в России XVI-XVII вв. Прил. 1. С. 153-188. 432 ПРКСМ. 433 Французова Е.Б. Введение / / ПРКСМ. С. 9-10. 434 Иванов В. И. Бухгалтерский учет в России XVI-XVII вв. С. 48. 435 Французова Е.Б. Введение / / ПРКСМ. С. 11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz