Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
84 Глава 1 1.2.2.2. Соловецкий монастырь В недавнее время общую характеристику документов мурманского про мысла представил А. В. Крайковский403. Он выделил три группы источников: 1) учетная документация промысла; 2) официальные документы; 3) доку менты, отражающие различные стороны жизни монастырского становища на о-ве Кильдин404. К предложенной А. В. Крайковским характеристике мы обратимся ниже. На наш взгляд, документы по проблеме можно разделить на две большие группы: 1) документы монастырского мурманского промы сла; 2) монастырские приходо-расходные книги. Документы монастырского мурманского промысла. Самостоятельный промысел монастыря на Мурманском берегу известен с 1660-х гг. Доку менты промысла ранее XVIII в. нам пока неизвестны, что связано с непол ной сохранностью монастырского архива. По наблюдениям В. И. Иванова, до нас дошла лишь треть от общего числа приходо-расходных книг405. Опи раясь на отводные книги, исследователь привел полный список различных видов приходо-расходных книг XVII в., подразделив их на группы и ука зав количество имевшихся и сохранившихся книг. В этом списке названы и 29 приходо-расходных книг мурманского промысла, ни одна из которых не сохранилась406. Заслуживающим внимания представляется и другое на блюдение ученого. Опираясь на косвенные данные приходо-расходных и от водных книг, он пришел к выводу, что любая сколь-нибудь значимая денеж ная операция, совершаемая старцами и слугами монастыря, обеспечивалась записями — памятями и росписями. Эти записи лишь упоминались в при ходо-расходных книгах монастырских служб, не попадая в архив407. Следо вательно, о небольших по объему документах мурманского промысла нам ничего не известно. Мало ясности в вопрос о составе документов промысла вносят казна чейские приходо-расходные книги. Сам порядок включения в казначейские книги информации из приходо-расходных книг служб был, видимо, настоль ко формализован, что в итоге документ сохранял лишь наиболее существен ную часть первоисточника —данные о движении средств и лицах, ответст венных за этот процесс. Для начала XVIII в. мы располагаем следующим группами документов мурманского промысла. Во-первых, это счетные книги монастыря с мур манскими промышленниками. Книги включали данные о добыче промысла, расценках на нее и распределении полученных доходов между монастырем и промышленниками вёшнего и летнего промыслов. Сохранились книги 403 Крайковский А.В. Промысел трески и палтуса на о. Кильдин в XVIII-XX вв.; «Море —наше поле». С. 123. 404 Крайковский А. В. Промысел трески и палтуса на о. Кильдин в XVIII-XX вв. С. 65-66. 405 Иванов В.И. Бухгалтерский учет в России XVI-XVII вв. С. 25. 406 Там же. С. 24. Табл. 1. 407 Там же. С. 20-21.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz