Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Историография и источники 83 за 1649-1700 гг., 19 из которых содержат информацию о промысле. Так же, как и в случае с казначейскими приходо-расходными книгами, в материалах этой группы источников прослеживаются два периода в истории промысла: 1) 1649-1654 гг.401; 2) 1683-1697 гг.402 Источники 1660-1670-х гг. не содер жат никакой информации о промысле на Мурманском берегу. Таким обра зом, мы вновь находим подтверждение сделанному ранее наблюдению о вре менном прекращении монастырского промысла на побережье Баренцева моря. Характер информации о мурманском промысле в приходо-расходных книгах Холмогорской службы различен и имеет определенную динамику. Книги 1649-1654 гг. содержат данные об участии монастыря в организации промысла в качестве пайщика в предприятиях поморских промышленников. Период 1683-1697 гг. представлен разнообразными записями хозяйственно го содержания (отправка продовольствия и предметов промысла на Мурман, поручения приказчикам промысла, выдача ссуд кормщикам и покрученикам и др.), в которых монастырь выступает уже как самостоятельный организа тор рыбного промысла на Мурманском берегу. Значение приходо-расходных книг службы заключается и в том, что они позволяют раскрыть организацию промысла. Новоземельский промысел фиксируется в казначейских и келарских книгах, а также в книгах Холмогорской службы. По сравнению с записями о мурманском промысле, эти записи охватывают более короткий период — с 1691 по 1701 г. Информация о промысле в основном касается найма работ ников и выделения монастырем припасов на содержание артели. Сведений об условиях ведения промысла в источниках нет. В заключение хотелось бы обратить внимание на следующие группы источников. Во-первых, это приходо-расходные книги платяной казны, вед шиеся платяным казначеем. Нами были изучены книги за 1690-1737, 1749 гг. Источник содержит данные о выдаче различных предметов одежды (платья) монастырским служебникам и работникам. Обращение к платяным книгам дает возможность получить представление о статусе некоторых участников промысла в монастырской структуре. Кроме этого, ряд документов включает данные о платяных дачах мурманской артели. Поскольку нередко дачи но сили безвозмездный характер, эти данные раскрывают некоторые традиции во взаимоотношениях артели и монастыря. Во-вторых, это составлявшиеся со второго десятилетия XVIII в. ведо мости монастырского хозяйства, включающие общие сведения о промы сле на Мурмане и затратах на его ведение. В ведомости содержатся имена монастырских служебников, среди которых встречаются и участники про мысла. 401 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 378, 379, 383, 400, 412, 426, 451, 776, 781, 796, 813, 829, 844, 896. 402 Там же. Д. 952, 977, 1002, 1028, 1055.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz