Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
82 Глава 1 по установленной цене монастырю. В расходной части фиксировались и дру гие затраты на промысел, в частности покупка снастей. В приходную часть казначейских книг вносились сведения о полученных от промышленников средствах, возмещавших монастырю ранее выданные ссуды, подводы, продукты, одежду и т. п. Учет затрат монастыря на артель, а также вычеты, производимые им у промышленников, позволяют получить представление о доходах мурманщиков. Приходная часть келарских книг включала информацию о добытой в течение промыслового сезона рыбе. При этом далеко не вся информа ция о полученной монастырем рыбе заносилась на страницы келарских книг. Так, если рыба покупалась у покручеников, то сведения об этих по купках вносились в казначейские приходо-расходные книги. Уникальной в ряду келарских книг является книга келаря Филотера 1697 г. Источник содержит подробную информацию о распределении общей добычи промы сла между монастырем и артелью по установленным традицией долям — 397 участкам . Приходо-расходные книги XVIII в., сохраняя характер информации о промысле и ее распределение по приходным и расходным частям доку мента, меняют внешнее оформление. С 1710-х гг. документы составляются на бумаге форматом в 1°, а с 1740-х гг. оформляются в табличной форме. Для казначейских книг конца XVII —XVIII в. свойственна неравномер ность в распределении информации о промысле: в одних случаях встречаем краткие записи о выдаче средств на весенний промысел, без перечисления самих промышленников, в других случаях —подробные данные о промыш ленниках и их происхождении. Какой-либо закономерности в распределении информации книг об артели и промысле нет, что дает основания говорить о субъективном факторе: объем сведений зависел от личности составителя и его знаний о промысле. В связи со сказанным обращают на себя внимание две казначейских приходо-расходных книги, в которых встречаются указания на статус про мышленника внутри артели: казначеев Сергия 1684-1685 гг.398 и Макария 1719-1720 гг.399 Нельзя исключать хорошее знакомство представителей мо настырской администрации с организацией мурманского промысла и даже, возможно, участие в нем в период мирской жизни. Материалы по истории промысла встречаем и в приходо-расходных книгах Холмогорской службы монастыря400. Нами было выявлено 42 книги 397 Об этом источнике см.: Никонов С.А. Покрут промышленных людей на мур манский рыбный промысел Николо-Корельского монастыря во второй половине XVII в. / / Ученые записки ПетрГУ. 2013. № 7-1 (136). С. 20. 398 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 789. Л. 40. 399 Там же. Д. 1508. Л. 51 об. —53 об. 400 Согласно В. И. Иванову, самая ранняя из сохранившихся приходо-расходных книг службы датируется 1639/40 г. См.: Иванов В.И. Бухгалтерский учет в России XVI-XVII вв. С. 29. Прим. 42.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz