Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Историография и источники 81 с развитием казначейских и келарских приходо-расходных книг, оказались им затронуты. В частности, не был рассмотрен вопрос о соотношении чер­ новых и беловых вариантов книг, о дублировании уже составленных книг. Неисследованными остались и платяные казначейские книги, также относя­ щиеся к разряду общемонастырской документации. Для целостного изучения истории монастырского промысла на Мурмане нами были рассмотрены все казначейские и келарские приходо-расходные книги за 1600-1756 гг.396Приходо-расходные книги представлены как чисто­ выми, так и черновыми вариантами. Черновик мог содержать информацию, которая по каким-либо причинам не попала в чистовик приходо-расходной книги. Характер сведений о промысле в источниках претерпевал изменения. Наиболее раннее свидетельство о промысле монастыря на Мурманском бе­ регу датировано 1616 г. С этого времени и вплоть до конца 1650-х гг. записи о промысле краткие: участие монастыря ограничивалось кооперацией с дру­ гими самостоятельными промышленниками, ходившими на Мурман. Записи казначейских приходо-расходных книг за 1660-е гг. не содержат никакой информации о промысле. Это говорит о перерыве в участии Николо- Корельского монастыря в добыче трески и палтуса на Мурманском берегу. Это наблюдение полностью подтверждается записями приходо-расходных книг Холмогорской службы монастыря, также имеющими эту лакуну (см. ниже). Информация источников о промысле становится подробной с 1679 г. Связано это с приобретением монастырем собственного стана на Мурман­ ском берегу, что позволило практически ежегодно отправлять промысло­ вые артели. В расходной части казначейских и келарских приходо-расход­ ных книг появляется статья «Отпуск мурманской», в которую вносились сведения о расходах монастыря на содержание вёшних артелей. Как пра­ вило, такие статьи казначейских книг включали имена членов артели. Ста­ тьи «Отпуск мурманской» датированы февралем —мартом, временем, когда по традиции начинался поход промышленников Поморья в Колу к началу промыслового сезона. Еще раз о расходах на промысел говорят записи за май —июнь. В это вре­ мя на побережье отправлялась монастырская лодья с продуктовыми запаса­ ми для промышленников. Этим же судном отвозилась в Архангельск рыба весеннего улова. Вплоть до конца 1720-х гг. казначейские книги не содержат подробной информации об участниках летнего похода на Мурман. Сообще­ ния книг ограничиваются указанием имени приказного старца и служеб­ ника, а также лодейного кормщика. Начиная с 1728 г., казначейские книги включают записи о членах команды яхты и гукора, ходивших в Колу и на Мурман. Расходная часть казначейских книг включала и расчет с мурманскими промышленниками по окончании промысла: добытая ими рыба сдавалась 396 В 1756 г. монастырь завершил промысел на Мурманском берегу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz