Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Историография и источники 81 с развитием казначейских и келарских приходо-расходных книг, оказались им затронуты. В частности, не был рассмотрен вопрос о соотношении чер новых и беловых вариантов книг, о дублировании уже составленных книг. Неисследованными остались и платяные казначейские книги, также относя щиеся к разряду общемонастырской документации. Для целостного изучения истории монастырского промысла на Мурмане нами были рассмотрены все казначейские и келарские приходо-расходные книги за 1600-1756 гг.396Приходо-расходные книги представлены как чисто выми, так и черновыми вариантами. Черновик мог содержать информацию, которая по каким-либо причинам не попала в чистовик приходо-расходной книги. Характер сведений о промысле в источниках претерпевал изменения. Наиболее раннее свидетельство о промысле монастыря на Мурманском бе регу датировано 1616 г. С этого времени и вплоть до конца 1650-х гг. записи о промысле краткие: участие монастыря ограничивалось кооперацией с дру гими самостоятельными промышленниками, ходившими на Мурман. Записи казначейских приходо-расходных книг за 1660-е гг. не содержат никакой информации о промысле. Это говорит о перерыве в участии Николо- Корельского монастыря в добыче трески и палтуса на Мурманском берегу. Это наблюдение полностью подтверждается записями приходо-расходных книг Холмогорской службы монастыря, также имеющими эту лакуну (см. ниже). Информация источников о промысле становится подробной с 1679 г. Связано это с приобретением монастырем собственного стана на Мурман ском берегу, что позволило практически ежегодно отправлять промысло вые артели. В расходной части казначейских и келарских приходо-расход ных книг появляется статья «Отпуск мурманской», в которую вносились сведения о расходах монастыря на содержание вёшних артелей. Как пра вило, такие статьи казначейских книг включали имена членов артели. Ста тьи «Отпуск мурманской» датированы февралем —мартом, временем, когда по традиции начинался поход промышленников Поморья в Колу к началу промыслового сезона. Еще раз о расходах на промысел говорят записи за май —июнь. В это вре мя на побережье отправлялась монастырская лодья с продуктовыми запаса ми для промышленников. Этим же судном отвозилась в Архангельск рыба весеннего улова. Вплоть до конца 1720-х гг. казначейские книги не содержат подробной информации об участниках летнего похода на Мурман. Сообще ния книг ограничиваются указанием имени приказного старца и служеб ника, а также лодейного кормщика. Начиная с 1728 г., казначейские книги включают записи о членах команды яхты и гукора, ходивших в Колу и на Мурман. Расходная часть казначейских книг включала и расчет с мурманскими промышленниками по окончании промысла: добытая ими рыба сдавалась 396 В 1756 г. монастырь завершил промысел на Мурманском берегу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz