Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Историография и источники 79 Ловозерского погоста. В настоящее время известны росписи 1742, 1743, 1745, 1747, 1748 и 1752 гг.383 Второй —перепись становища, составленная приказ чиком промысла монахом Арсением в сентябре 1729 г.384Тетрадь фиксирова ла состояние становища на момент его отвода лопарям-караульщикам. Основным источником, раскрывающим организацию монастырского про мысла, могли бы стать приходо-расходные книги. Уже для начального эта па самостоятельного промысла на Мурмане известно имя подьячего Дениса Попова, трудившегося под началом приказчика старца Феодосия и ведшего во время промысла записи приходо-расходной книги385. Но приходо-расход ных книг мурманского промысла фактически не сохранилось. Нам известна только одна книга (тетрадь) приказного старца Стахея, датированная 1700 г.386 На фоне утраты мурманских приходо-расходных книг выглядит странной со хранность аналогичных документов для других промысловых служб Николо- Корельского монастыря. Чем это может объясняться? Выскажем предполо жение, что приходо-расходных книг мурманского промысла как специальных отчетных документов, проходивших проверку на монастырском соборе, не велось. Не исключено, что это могло быть связано с сезонностью промысла и его прерывностью: артели на Мурманский берег посылались не ежегодно. Заменой книгам стали приходо-расходные тетради форматом в 8°, в которые заносились основные данные о приходе и расходе денег во время промысла. О порядке ведения такой тетради говорится в инструкции 1728 г., данной приказчику промысла монаху Исакию387. Так, инструкция предписывала ему записывать данные о взятой на монастырское судно посторонней клади, рас ходе денег на еду и т. п. Сведения таких тетрадей заносились в монастырские приходо-расходные книги денежной казны, находившиеся в ведении казна чеев. Тетради же после выполнения своей функции становились ненужными. Записи о расходах в период промысла велись и руководителями вёшних артелей — карбасниками. Артель, как правило, имела несколько карбасни- ков, но ведение отчетного документа поручалось только одному, имевшему статус монастырского служебника. Именно он получал от монастырских вла стей денежные суммы на необходимые во время промысла «держы». О рас ходовании средств карбасник отчитывался по окончании промысла. В отли чие от приходо-расходных тетрадей приказчиков промысла, аналогичные документы карбасников сохранились лучше. В нашем распоряжении есть две тетради: 1730 г., составленная карбасником С. К. Малгиным388; 1753 г., составленная И. Давыдовым389. 383 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 2182. Л. 1-1 об.; Д. 2304. Л. 6-7; Д. 2336. Л. 1-5 об.; Д. 2652. Л. 1-1 об.; Оп. 2. Д. 334. Л. 1-1 об. 384 Там же. Оп. 1. Д. 1104. Л. 1-4 об. 385 Там же. Д. 727. Л. 26. 386 Там же. Д. 1195. 387 Там же. Оп. 2. Д. 125. Л. 2 об. —3 об. 388 Там же. Оп. 1. Д. 1760. Л. 8 -8 об. 389 Там же. Оп. 2. Д. 350. Л. 1-2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz