Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Историография и источники 53 Неоднократно к теме Мурмана и мурманских промыслов обращался пи сатель В. И. Немирович-Данченко, побывавший на Кольском п-ове в 1873 г. Книга «Страна холода» представляет собой путевые впечатления от этой поездки242. В. И. Немирович-Данченко оставил описания становищ, быта промышленников. Как и другие авторы этнографических заметок, писатель концентрировал свое внимание на нуждах Мурмана и промыслов, пытаясь найти ответы на сложные вопросы современности. Он давал и оценку таким явлениям, как артель и покрут. Придерживаясь негативного взгляда на по- крут, В. И. Немирович-Данченко сравнивал его с крепостным правом243. Писатель дает характеристики типов артелей: покручеников и свободную, основанную на равном участии промышленников. Последний тип артели был характерен для Колы, а также Сороки и Колежмы —селений Помор ского берега244. Описания Мурманского берега и промыслов встречаются и в путевых за писках других авторов конца XIX — начала XX в.: путешественников, чи новников и писателей. Оставленные ими замечания о промыслах Мурмана в значительной степени дополняют работы названных выше авторов, хотя некоторые из них носят беллетристический характер, что несколько размы вает этнографическую основу таких рассказов245. Значение этнографических очерков второй половины XIX в. заключает ся в том, что они содержат немало ценных характеристик промыслов и по вседневной жизни мурманской артели. При этом в некоторых работах замет но высокомерное отношение к труду и быту простого человека246. В советской историографии в течение долгого времени мурманская артель и покрут не исследовались. Изучение этих явлений начинается со второй половины ХХ в., чему в немалой степени способствовало разви тие региональных исследований в стенах МГПУ. Одним из первых серьез ных исследователей стал И. Ф. Ушаков. Не касаясь специально проблемы 242 Немирович-Данченко В.И. Страна холода. СПб., 1877. 243 Там же. С. 44. 244 Там же. С. 48-50. 245 В частности, это относится к работе П. П. Инфантьева. См.: Инфантьев П.П. Мурманские зуйки; Мурман: Рассказ из жизни поморов. СПб., 1911. 246 С такими не вполне доброжелательными оценками встречаемся в очерке Н. В. Максимова. При сравнении поморов-промышленников с норвежцами помор характеризуется очеркистом как «полуморяк, полулежебока, полуземледелец». См.: Максимов Н.В. Указ. соч. С. 29. По мнению автора, это мешало поморам, говоря сов ременным языком, организовать рентабельное капиталистическое хозяйство. Не на ходил Н. В. Максимов у поморов и представлений о чести и совести: «Понятие о че сти —это культурное понятие, которое никогда не воспитывалось в безграмотной поморской среде». См.: Там же. С. 41. При этом у писателя не было намерения уни зить или оскорбить русское население Поморья. Быт и хозяйственная деятельность крестьян не соответствовали представлениям Н. В. Максимова о правильном и раци онально организованном тресковом промысле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz