Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Историография и источники 47 работавших из половины платы198. П. С. Ефименко соглашается с Н. Я. Дани левским в том, что экономическое положение кольской артели мало чем от личалось от поморской, также зависимой от хозяина-кредитора. Развитие идей П. С. Ефименко находим в работе А. Я. Ефименко199. Отли чительными чертами ее исследования были глубина проникновения в исто рический материал и оригинальный взгляд на проблему мурманской артели. В отличие от авторов дореволюционного периода, А. Я. Ефименко обрати лась и к истории мурманской артели, не ограничиваясь только современным материалом. Основным материалом для изучения мурманской артели XV II- XVIII вв. для исследовательницы послужили документы Холмогорского ар хиерейского дома —одного из участников мурманского промысла. Заметим, что на документальных материалах архиерейского дома А. Я. Ефименко из учала и новоземельскую артель конца XVII —начала XVIII в .2 0 0 Сложная структура мурманской артели в XVII в. убедила исследователь ницу в том, что она сложилась в более ранний период и являлась результа том эволюции. Ею выделяются два типа артели: 1) основанная на покруте; 2) основанная на равном участии промышленников201. Последний тип арте ли представлял собой кооперацию труда, денежных средств и средств про изводства посадских людей и крестьян Подвинья. Он был реконструирован на основе частных актов второй половины XVII в .2 0 2 К первому типу отно сились организованные хозяевами артели из наемных работников-покруче- ников. Они были рассмотрены на основе нескольких казначейских приходо расходных книг Холмогорского архиерейского дома за 1689, 1694-1696 гг. Отрывок из книги за 1695 г. был опубликован А. Я. Ефименко в качестве 203 приложения . Опираясь на имеющиеся источники, А. Я. Ефименко выявила два типа сезонных артелей мурманского промысла архиерейского дома — вёшнюю и летнюю204. Роль духовной организации в мурманском промысле заключа лась в основном и оборотном капиталовложениях в промысловое предприя тие —на содержание стана, судов и снастей, обеспечение промышленников205. Рассматривая экономическое содержание покрута, А. Я. Ефименко отмечала, что работники за свой труд получали долю от промысла. Как и в XIX в., доля была устойчивой и составляла 1/18 дохода от промысла для кормщиков, 198 Ефименко П. С. Сборник народных юридических обычаев Архангельской гу бернии. С. 132. 199 Ефименко А.Я. Артели Архангельской губернии. Ч. 2: Артели для лова рыбы. 200 Ефименко А. Я. Артели Архангельской губернии. Ч. 1: Артели для ловли мор ских зверей. 201 Ефименко А.Я. Артели Архангельской губернии. Ч. 2: Артели для лова рыбы. С. 3. 202 Там же. С. 3-4. 203 Там же. Приложение I. С. 83-87. 204 Там же. С. 5, 11-12. 205 Там же. С. 6-9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz