Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

42 Глава 1 старообрядческой общины159. В частности, ими оспаривается участие в про­ мысловой колонизации женщин и детей. Также они утверждают, что про­ должительность пребывания промышленников на архипелаге ограничива­ лась промысловым сезоном, а не несколькими годами жизни в изоляции, как считал В. Ф. Старков. Новым в изучении промысловой колонизации отдаленных районов Арктики становится и конфессиональный аспект. Так, уже В. Т. Гортер и Т. С. Минаева обращали внимание на участие в зверобойном промысле старообрядцев. Т. С. Минаевой также отмечается и компромиссное отноше­ ние к церковным нормам в период промысла. Так, в периоды поста могли нарушаться запреты на употребление мясной пищи и работу в праздничные дни160. Определенное место в мировоззрении промышленников занимали представления, не связанные с православием: о духах Груманта, силах при­ роды и др . 161 В. Л. Державин, опираясь на данные археологии, также раскрывает учас­ тие в промысле представителей старообрядческой среды Русского Севера. Среди культурных объектов архипелага, указывающих на приверженность их владельцев и создателей к кругу противников официальной церкви, на­ зываются поклонные кресты, иконы (литые и деревянные), резные изобра­ жения храмов и крестов162. 1.1.3. Артель мурманского и новоземельского промыслов в оценках отечественной историографии Проблема артели получила широкое освещение в дореволюционной историографии163. Развернутое мнение по этому вопросу было высказано А. А. Исаевым —автором единственного на сегодняшний день обобщающего исследования проблемы. Ученый определил артель как «основанный на до­ говоре союз нескольких равноправных лиц, совместно преследующих хозяй­ ственные цели, связанных круговой порукой и участвующих, при ведении промысла, трудом или трудом и капиталом»164. 159 Брызгалов В. В., Овсянников О. В., Ясински М. Э. Европейская Арктика: морские зверобойные промыслы Выговского старообрядческого общежительства в XVIII- XIX веках. Архангельск, 2016. 160 Минаева Т. С. Мифы и реальность в жизни русских промышленников на Шпиц­ бергене в XVIII —первой половине XIX в. С. 27. 161 Там же. С. 29-30. 162 Державин В. Л. Старообрядчество Шпицбергена по археологическим и пись­ менным данным / / Комплексные исследования природы Шпицбергена и прилегаю­ щего шельфа. Вып. 13: Материалы Всероссийской науч. конф. с междунар. участием (Мурманск, 2 -4 ноября 2016 г.). Ростов-на-Дону, 2016. С. 100-107. 163 Подробнее об этом см.: Новиков И.А. Артель в России во второй половине XIX —начале XX в. К вопросу об определении термина / / Вестник Томского госу­ дарственного университета. Серия: История. 2009. № 4 (8). С. 147-161. 164 Исаев А. А. Артели в России. Ярославль, 1881. С. 21.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz