Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Повседневная жизнь мурманских и новоземельских промышленников 403 Ущерб промыслу наносили не только беглые каторжники, но и приказ чики. В 1661 г. приказчик йоканьгского промысла Крестного Онежского мо настыря старец Варлам и целовальник Тренка Ярасимов купили у какого-то «немчина» водки и пьянствовали, «не радея» о монастырском деле. На вы данные монастырем деньги они покупали у местных саамов «песцы, и олени ны, и канги, и сало ворванное». Все купленное было изъято у них по приезде 265 в монастырь . Трагические ситуации происходили и на море, что было связано с кора блекрушениями или выносом судна в другое место. 28 мая 1694 г. в районе Трех Островов266разбилась одна из двух лодий Холмогорского архиерейско го дома. Выгружать с нее имущество помогали оказавшиеся поблизости про- мышленники267. После этого архиерейский дом вынужден был отправлять на Мурманский берег только одно судно. Весной 1735 г. яхту архиерейско го дома во время похода на Мурман «розбило, и людей один человек не вы шел (погиб — С. Н.)». Об этом сообщал в письме архимандриту Николо-Ко- рельского монастыря Павлу слуга Алексей Федотов268. По его словам, в этот судоходный сезон на Мурмане было «вельми падерливо, и ветры усильчы- вы очунь». Непогода на море привела к гибели 15 судов и поломке мачты на яхте Антониево-Сийского монастыря269. Судно с промышленниками могло отнести в сторону от запланированно го курса. В 1714 г. во время возвращения с промысла карбас архиерейского дома из-за «противныя погоды» сбился и вынужден был «изворотить» в Зо- лотицкую волость270Антониево-Сийского монастыря271. Промысловое судно могло унести в сторону и во время ярусного лова. Так, в июне 1784 г. шнека Соловецкого монастыря с четырьмя промышлен никами во время шторма была отнесена к Медвежьей губе. Шнеку волны разбили о берег, но кормщик И. Шадрин, единственный оставшийся в жи вых, смог спасти находившееся на судне имущество272. Большие трудности в промысле создавал невыход покручеников на рабо ту. Причины его могли быть разные. Так, в 1763 г. крестьянин Керети И. Ку- рашев, выбранный на мурманский промысел Соловецкого монастыря, ушел на свой торосовый промысел273. Вместо него был выбран другой работник. Крайне редкими были случаи бегства промышленника с промысла. Так, в 1793 г. крестьянин Вокнаволоцкой волости М. Ф. Левкиев бежал 265 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 41а. Л. 16-16 об. 266 Группа островов в северной части Белого моря, недалеко от устья р. Поной. 267 ГААО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 20. Л. 6. 268 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1961. Л. 1-1 об. 269 Там же. Л. 1. 270 Золотица —волость на Зимнем берегу Белого моря. 271 Архив СПбИИ РАН. Ф. 255. Оп. 2. Д. 3. Л. 6 об. — 11 об. 272 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5291. Л. 706 об. 273 Там же. Д. 4464. Л. 30. Торосовый промысел —промысел морских млекопитаю щих, происходивший на льду Белого моря.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz