Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Повседневная жизнь мурманских и новоземельских промышленников 403 Ущерб промыслу наносили не только беглые каторжники, но и приказ­ чики. В 1661 г. приказчик йоканьгского промысла Крестного Онежского мо­ настыря старец Варлам и целовальник Тренка Ярасимов купили у какого-то «немчина» водки и пьянствовали, «не радея» о монастырском деле. На вы­ данные монастырем деньги они покупали у местных саамов «песцы, и олени­ ны, и канги, и сало ворванное». Все купленное было изъято у них по приезде 265 в монастырь . Трагические ситуации происходили и на море, что было связано с кора­ блекрушениями или выносом судна в другое место. 28 мая 1694 г. в районе Трех Островов266разбилась одна из двух лодий Холмогорского архиерейско­ го дома. Выгружать с нее имущество помогали оказавшиеся поблизости про- мышленники267. После этого архиерейский дом вынужден был отправлять на Мурманский берег только одно судно. Весной 1735 г. яхту архиерейско­ го дома во время похода на Мурман «розбило, и людей один человек не вы­ шел (погиб — С. Н.)». Об этом сообщал в письме архимандриту Николо-Ко- рельского монастыря Павлу слуга Алексей Федотов268. По его словам, в этот судоходный сезон на Мурмане было «вельми падерливо, и ветры усильчы- вы очунь». Непогода на море привела к гибели 15 судов и поломке мачты на яхте Антониево-Сийского монастыря269. Судно с промышленниками могло отнести в сторону от запланированно­ го курса. В 1714 г. во время возвращения с промысла карбас архиерейского дома из-за «противныя погоды» сбился и вынужден был «изворотить» в Зо- лотицкую волость270Антониево-Сийского монастыря271. Промысловое судно могло унести в сторону и во время ярусного лова. Так, в июне 1784 г. шнека Соловецкого монастыря с четырьмя промышлен­ никами во время шторма была отнесена к Медвежьей губе. Шнеку волны разбили о берег, но кормщик И. Шадрин, единственный оставшийся в жи­ вых, смог спасти находившееся на судне имущество272. Большие трудности в промысле создавал невыход покручеников на рабо­ ту. Причины его могли быть разные. Так, в 1763 г. крестьянин Керети И. Ку- рашев, выбранный на мурманский промысел Соловецкого монастыря, ушел на свой торосовый промысел273. Вместо него был выбран другой работник. Крайне редкими были случаи бегства промышленника с промысла. Так, в 1793 г. крестьянин Вокнаволоцкой волости М. Ф. Левкиев бежал 265 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 41а. Л. 16-16 об. 266 Группа островов в северной части Белого моря, недалеко от устья р. Поной. 267 ГААО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 20. Л. 6. 268 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1961. Л. 1-1 об. 269 Там же. Л. 1. 270 Золотица —волость на Зимнем берегу Белого моря. 271 Архив СПбИИ РАН. Ф. 255. Оп. 2. Д. 3. Л. 6 об. — 11 об. 272 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5291. Л. 706 об. 273 Там же. Д. 4464. Л. 30. Торосовый промысел —промысел морских млекопитаю­ щих, происходивший на льду Белого моря.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz