Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Повседневная жизнь мурманских и новоземельских промышленников 401 Попытки наладить на побережье Баренцева моря регулярную церковную жизнь также были проявлением религиозной повседневности мурманского промысла. Поскольку на Мурманском берегу отсутствовало постоянное насе ление, здесь не было часовен или церквей. Это препятствовало совершению бо гослужений и некоторых таинств, в частности, отпевания. Только во второй по ловине XVIII в. были построены часовни на становищах Кильдин и Гаврилово. Но из-за отсутствия священников и это не могло в полной мере решить пробле му налаживания церковной жизни. Священники редко бывали на побережье. Происходило это либо с «оказией», во время поездок священников вдоль побе режья Баренцева моря, либо по инициативе приказчиков монастырского мур манского промысла. В июне 1732 г. на становище Гаврилово Крестного Онеж ского монастыря одновременно оказались сержант из Колы, прибывший для сбора судовых пошлин, и «понойский поп»252, ехавший по каким-то своим де лам. На правах власти сержант «заставил» (!) его святить воду, совершить мо лебен Кресту Господню и кропить иконы святой водой. За совершение обрядов попу было заплачено 3 алт. 2 ден., а также в почесть поднесено вино253. В становище Кильдин приказчики Соловецкого монастыря приглашали священников из Колы. Так, в 1756 г. слуга С. Шадрин пригласил священни ка Стефана, совершившего в часовне вечернюю и утреннюю службы, а также отслужившего часы254. Кольских священников для совершения богослуже ний и молебнов приглашали и в другие годы255. Кильдинская часовня служила местом молитвы не только для монастыр ских, но и для других промышленников. Об этом говорит практика сбора кружечных денег —подаяний в часовне256. Здесь же осуществлялась продажа 257 свечей и «листов чюдотворных» —недорогих икон, стоимость которых ко лебалась от 2 до 30 коп.258 7.7. Несчастные случаи и происшествия, смерть на промысле Оторванность Мурманского берега от большой земли, слабый админис тративный контроль за деятельностью промышленников, а также опасность рыбного промысла в открытом море создавали условия для трагических 252 Поной —волость в восточной части Кольского п-ова на побережье Белого моря. 253 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 1111. Л. 3 об. 254 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 703. Л. 96. Часы —общественное богослужение, со ответствующее определенному времени суток; состоят из трех псалмов, нескольких стихов и молитв. 255 Там же. Д. 597. Л. 4. 256 Там же. Д. 1960. Л. 3; Оп. 5. Д. 5281. Л. 65. В 1785 г. сборы составили 1 руб. 37 коп., в 1792 г. —3 руб. 83 коп. См.: Там же. 257 Там же. Оп. 5. Д. 4028. Л. 4; Д. 4096. Л. 4 об., 6 об.; Д. 4448. Л. 3; Д. 4450. Л. 2 об., 8 об.; Д. 5281. Л. 9 об., 65 об.; Д. 5291. Л. 704 об.; Д. 5380. Л. 466 об.; Д. 5384. Л. 20 об.; Д. 5433. Л. 306. 258 Там же. Оп. 2. Д. 597. Л. 24 об.; Оп. 5. Д. 5291. Л. 704 об.; Д. 5433. Л. 306.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz