Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Повседневная жизнь мурманских и новоземельских промышленников 399 для Соловецкого монастыря была построена лодья «Преподобный Варлаам Керетский»239, регулярно ходившая на Мурманский берег. В названиях судов сохранялась и память местночтимого святого Три фона Печенгского, основавшего во второй четверти XVI в. Троицкий Пе- ченгский монастырь. Его имя носила лодья Холмогорского архиерейского дома «Санкт-Трифон Печенгский», ходившая на Мурман в 1750-е гг. Агио графические произведения, связанные с культом названных местночтимых святых, имеют в своем составе рассказы о чудесах, совершавшихся святыми на море во время различных сложных ситуаций240. Сведений источников о названиях судов новоземельского промысла у нас значительно меньше. Так, по материалам Архангельской таможни из вестно, что в конце XVIII в. суда назывались в честь как общехристианских (Николай Чудотворец, Иоанн Креститель, апостол Андрей), так и общерус ских (Дмитрий царевич) святых241. Название одного из судов «Святый Да ниил» сложно интерпретировать, поскольку оно может отсылать к памяти и общерусских242, и общехристианских святых243. Исследователь народного православия XVIII в. А. С. Лавров, рассматри вая вопрос о почитании святых, приходит к заключению о популярности в народе образов Христа, Богородицы и Николы Чудотворца244. Допуска ет он и существование «локальных культур» почитания святых, в которых были популярными местночтимые праведники245. Безусловно, своей религиозной «локальной культурой» обладало и По морье. Ведомость П. Лабуткина раскрывает такие ее черты, как почитание апо столов —ближайших учеников Христа, и Николая Чудотворца. В названиях судов нет образов Богородицы, популярных в то время и позже в народе. Мест ночтимые святые (соловецкие чудотворцы и Варлаам Керетский) составляют 239 Пузырев В. П. Паруса над студеным морем: (Судостроение, промыслы и торго вое судоходство на Белом море в XVIII веке). М., 1993. С. 26. 240 «Морские чудеса» в составе житий святых Русского Севера рассмотрены в ра ботах В. Н. Матонина, А. В. Лаушкина. См.: Матонин В.Н. Морские чудеса преподоб ных Зосимы и Савватия Соловецких / / СМ. Вып. 8. Архангельск; М., 2009. С. 8-11; Он же. Морские чудеса преподобных Зосимы и Савватия Соловецких / / СМ. Вып. 9. Архангельск; М., 2010. С. 8-10; Лаушкин А.В. Морские чудеса преподобного Иринар- ха Соловецкого как источник по истории весновальского промысла поморов во вто рой четверти XVII в. / / Духовное и историко-культурное наследие Соловецкого мо настыря: сб. науч. ст. и докл. Соловки, 2011. С. 75-78; Он же. Чин «внегда отпущати к плаванию корабль» в русских Требниках времени прп. Савватия Соловецкого / / СМ. Вып. 13. Архангельск; М., 2014. С. 8-9 . 241 ГААО. Ф. 4. Оп. 9. Д. 70. Л. 5 -6 , 8, 25; Д. 75. Л. 7; Ф. 58. Оп. 16. Д. 174. Л. 73. 242 Святой благоверный Даниил Московский, Даниил Переяславский, архиман дрит, прп. Даниил Шужгорский. 243 Пророк Даниил, Даниил Египтянин, прп. Даниил Нивертский, муч. Даниил Никопольский, прп. Даниил Столпник. 244 Лавров А. С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000. С. 185-192. 245 Там же. С. 202.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz