Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Повседневная жизнь мурманских и новоземельских промышленников 399 для Соловецкого монастыря была построена лодья «Преподобный Варлаам Керетский»239, регулярно ходившая на Мурманский берег. В названиях судов сохранялась и память местночтимого святого Три­ фона Печенгского, основавшего во второй четверти XVI в. Троицкий Пе- ченгский монастырь. Его имя носила лодья Холмогорского архиерейского дома «Санкт-Трифон Печенгский», ходившая на Мурман в 1750-е гг. Агио­ графические произведения, связанные с культом названных местночтимых святых, имеют в своем составе рассказы о чудесах, совершавшихся святыми на море во время различных сложных ситуаций240. Сведений источников о названиях судов новоземельского промысла у нас значительно меньше. Так, по материалам Архангельской таможни из­ вестно, что в конце XVIII в. суда назывались в честь как общехристианских (Николай Чудотворец, Иоанн Креститель, апостол Андрей), так и общерус­ ских (Дмитрий царевич) святых241. Название одного из судов «Святый Да­ ниил» сложно интерпретировать, поскольку оно может отсылать к памяти и общерусских242, и общехристианских святых243. Исследователь народного православия XVIII в. А. С. Лавров, рассматри­ вая вопрос о почитании святых, приходит к заключению о популярности в народе образов Христа, Богородицы и Николы Чудотворца244. Допуска­ ет он и существование «локальных культур» почитания святых, в которых были популярными местночтимые праведники245. Безусловно, своей религиозной «локальной культурой» обладало и По­ морье. Ведомость П. Лабуткина раскрывает такие ее черты, как почитание апо­ столов —ближайших учеников Христа, и Николая Чудотворца. В названиях судов нет образов Богородицы, популярных в то время и позже в народе. Мест­ ночтимые святые (соловецкие чудотворцы и Варлаам Керетский) составляют 239 Пузырев В. П. Паруса над студеным морем: (Судостроение, промыслы и торго­ вое судоходство на Белом море в XVIII веке). М., 1993. С. 26. 240 «Морские чудеса» в составе житий святых Русского Севера рассмотрены в ра­ ботах В. Н. Матонина, А. В. Лаушкина. См.: Матонин В.Н. Морские чудеса преподоб­ ных Зосимы и Савватия Соловецких / / СМ. Вып. 8. Архангельск; М., 2009. С. 8-11; Он же. Морские чудеса преподобных Зосимы и Савватия Соловецких / / СМ. Вып. 9. Архангельск; М., 2010. С. 8-10; Лаушкин А.В. Морские чудеса преподобного Иринар- ха Соловецкого как источник по истории весновальского промысла поморов во вто­ рой четверти XVII в. / / Духовное и историко-культурное наследие Соловецкого мо­ настыря: сб. науч. ст. и докл. Соловки, 2011. С. 75-78; Он же. Чин «внегда отпущати к плаванию корабль» в русских Требниках времени прп. Савватия Соловецкого / / СМ. Вып. 13. Архангельск; М., 2014. С. 8-9 . 241 ГААО. Ф. 4. Оп. 9. Д. 70. Л. 5 -6 , 8, 25; Д. 75. Л. 7; Ф. 58. Оп. 16. Д. 174. Л. 73. 242 Святой благоверный Даниил Московский, Даниил Переяславский, архиман­ дрит, прп. Даниил Шужгорский. 243 Пророк Даниил, Даниил Египтянин, прп. Даниил Нивертский, муч. Даниил Никопольский, прп. Даниил Столпник. 244 Лавров А. С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000. С. 185-192. 245 Там же. С. 202.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz