Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Повседневная жизнь мурманских и новоземельских промышленников 397 Обращает на себя внимание наличие на каждом становище образов свя тых покровителей обителей: Николая Чудотворца (Николо-Корельский монастырь); Животворящего Креста (Крестный Онежский монастырь); Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, митрополита Филиппа (Со ловецкий монастырь). Иконы были непременным атрибутом и монастырских мурманских су дов. Так, в каюте яхты Николо-Корельского монастыря «Святой Николай» были иконы Николая Чудотворца, Богоматери, Благовещения, Зосимы Со ловецкого чудотворца, Кирилла Белозерского232. На сойме Троицкого Пе- ченгского монастыря имелись иконы Богоматери с Превечным Младенцем, Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова233. Почитание икон известно и для промышленников новоземельского промысла. В описи имущества Красногорского Богородицкого монастыря за 1690 г. сообщается об иконе Богородицы Одигитрии, хранившейся в ал таре церкви Пречистой Богородицы. По словам строителя иеромонаха Ма кария и казначея Иосифа, «тот образ... взнесен новоземелского промысла на кочь, и бывает для поклонения присудствующих на том коче людей в лет нее время в морском хождении»234. С сакральными символами были связаны и наименования крупных морских судов. Неизвестно, существовала ли такая традиция в XVI-XVII вв., посколь ку документы фиксируют названия поморских судов начиная с XVIII в. Так, в честь патронов обителей были названы яхта «Святой Николай»235Николо-Ко- рельского и лодья «Святой Филипп митрополит»236Соловецкого монастырей. Суда светских промышленников мурманского промысла второй полови ны XVIII в. носили наименования, посвященные как небесным покровите лям, так и образам, не несущим сакральной нагрузки. Подробные сведения о названиях морских судов, ходивших на Мурманский берег, мы встречаем в ведомости онежского цолнера Петра Лабуткина. Имеющиеся данные могут быть распределены по трем группам: названия судов с религиозной символи кой, светские наименования, без названий. Значительную часть наименований (31 %) не удалось точно идентифици ровать. В числе идентифицированных названий преобладают имена апосто лов и чудотворцев. Наиболее популярным было имя Николая Чудотворца — святого, особо почитаемого на Русском Севере, считавшегося покровителем моряков. Имя этого святого носили 12 судов, что составляло 10 % от общего количества. Культ Николы Чудотворца был прочно закреплен в народном сознании Поморья, что, в частности, отразилось в поговорке: «От Холмогор до Колы —тридцать три Николы». 232 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 2416. Л. 2. 233 РГАДА. Ф. 26. Оп. 1. Кн. 9. № 43. Л. 361. 234 ГААО. Ф. 309. Оп. 4. Д. 7. Л. 6 об. —7. 235 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1714. Л. 1. 236 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4286. Л. 3 об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz