Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

396 Глава 7 Воскресенского собора222. Была ли это одна и та же икона, нам неизвестно. Описи церковного имущества не выделяют ее в качестве местночтимой. Участие в церковных праздниках также можно рассматривать как форму личного благочестия промышленников. Круг праздников хорошо фиксируется документами Соловецкого монастыря. Во время пребывания в Коле промыш­ ленники праздновали Пасху, день Зосимы Соловецкого чудотворца (17 (30) апреля)223, на побережье — день Николая Чудотворца (Николы вешнего) (9 (22) мая), Преображение Господне (6 (19) августа)224. Промышленники других монастырей также отмечали церковные праздники, но сообщений источников об этом немного. Так, известно, что промышленники Крестного Онежского мо­ настыря праздновали Пасху, день Петра и Павла (29 июня (12 июля), праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста (1 (14) августа) 225. Личное благочестие проявлялось и в почитании сакральных предметов и символов. В первом случае речь идет об иконах. По этнографическим дан­ ным известно, что, отправляясь на промысел, рыбаки и зверобои нередко брали с собой иконы, в частности, с изображением Николая Чудотворца226. По данным караульных росписей XVIII в., каждое становище имело свой набор икон, как правило, небольшой. Так, на становище Шубино Николо- Корельского монастыря хранились иконы Спаса, Пречистой Богородицы и Николая Чудотворца227, на становище Гаврилово Крестного Онежского монастыря —Воскресения Христова, Спаса Вседержителя, Животворящего Креста, Владимирской Богоматери228, на становище Веселкина Губа Холмо­ горского архиерейского дома —Спаса, Богородицы, Зосимы и Савватия Со- 229 ловецких чудотворцев . Небольшой набор икон содержался и в Кильдинском становище Соло­ вецкого монастыря: образы Спаса и апостолов, Зосимы и Савватия Соловец­ ких чудотворцев, Филиппа, митрополита всея Руси, Николая Чудотворца230. Постройка в 1754 г. Кильдинской часовни привела к созданию полноценного иконостаса, включавшего пять образов231. 222 Описи церковного имущества Кольского Печенгского монастыря и Воскресен­ ского собора города Колы XVIII —середины XIX веков. С. 154, 172, 195. 223 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 597. Л. 3 об.; Оп. 5. Д. 4655. Л. 5 об.; Д. 5281. Л. 64; Д. 5380. Л. 448; Д. 5384. Л. 33, 58 об. 224 Там же. Оп. 5. Д. 4096. Л. 51, 55 об. 225 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 1045. Л. 2; Д. 1095. Л. 3; Оп. 4. Д. 201. Л. 29 об. —30. 226 Соболева М. А. Об обрядовой стороне рыболовецкого промысла на Поморском берегу Белого моря (по итогам фольклорно-этнографических экспедиций 2009­ 2010 гг.) / / СМ. Вып. 11. Архангельск; М., 2012. С. 121. 227 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 2160. 1; Д. 2287. Л. 1; Д. 2508. Л. 1 об. 228 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 4. Д. 171. Л. 1; Д. 272. Л. 45; Д. 315. Л. 3. 229 Архив СПбИИ РАН. Ф. 255. Оп. 2. Д. 22. Л. 1; Д. 29. Л. 4 об.; Д. 37. Л. 1. 230 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 831. Л. 13; Оп. 2. Д. 703. Л. 78; Оп. 5. Д. 1530. Л. 296; Д. 3068. Л. 24-24 об. 231 Подробнее об этом см.: Богданова А.В., Никонов С. А. Указ. соч. С. 50-57.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz