Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Повседневная жизнь мурманских и новоземельских промышленников 393 Возраст промышленников (в среднем от 20 до 50 лет), длительная ото рванность от дома и семьи создавали условия для внебрачных половых свя зей. Абсолютизировать эту проблему, конечно же, не стоит, учитывая, что тяжелый физический труд мог и не оставлять сил на любовные дела. Однако в источниках упоминаются редкие случаи отлучек промышленников со ста новища. В промысловый сезон 1757 г. поверенный промысла Федор Савин и кормщик Иван Меркухин на долгое время отлучились «по своим прихо тям» в Колу200. Может быть, эта поездка была как-то связана с личными при вязанностями промышленников к колянкам. Известно, что в промысловый сезон женщины поморских селений и Колы оставались на длительное время одни без мужчин, что создавало условия для адюльтера. Внебрачные связи завязывались и с лопарками —представительницами коренного населения Кольского уезда. До середины XX в. саамские пого сты вели полукочевой образ жизни, перемещаясь каждые полгода с зимних на летние кочевья. Ряд саамских погостов в летнее время откочевывал на по бережье Баренцева моря. По свидетельствам исследователей второй поло вины XIX в. Н. Дергачева и Н. Н. Харузина, лопарки Вороненского погоста в период промыслов регулярно вступали в интимные отношения с пришлы ми поморами201. Документальных свидетельств этому для более раннего пе риода у нас нет. 7.6. Религиозная повседневность Вопрос о религиозной повседневности на отдаленных промыслах Евро пейской Арктики в историографии специально не ставился, хотя в этногра фической литературе второй половины XIX —начала XXI в. отмечалась роль религиозной обрядности202. Не осталась без внимания и связь церковного ка лендаря с промысловой деятельностью поморов. В частности, промысловый цикл добычи рыбы был приурочен к церковным праздникам. Как отмечала Т. А. Бернштам, рыбная путина была связана с двумя Николами —вёшним и зимним203. Религиозная обрядность сопровождала и заключение договоров между артелью и хозяином. Так, зверобойные артели Зимнего берега скре пляли договор с хозяином молитвой204. Полагаю, что можно выделить следующие аспекты проблемы религи озной повседневности мурманского и новоземельского промыслов: личное 200 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4028. Л. 13. 201 Дергачев Н. Русская Лапландия. Архангельск, 1877. С. 16-17; Харузин Н.Н. Русские лопари: (Очерки прошлого и современного быта). М., 1890. С. 69. 202 Давыдова Ю. А. Обрядово-магическая практика поморской промысловой арте ли / / Тезисы докладов VII международного Соловецкого форума «Экология челове ка: будущее культуры и науки Севера». Архангельск, 1995. С. 171-172. 203 Бернштам Т. А. Народная культура Поморья. С. 157-159. 204 Ефименко А.Я. Артели Архангельской губернии. Ч. 1: Артели для ловли мор ских зверей / / Сборник материалов об артелях в России. Вып. 1. СПб., 1873. С. 41.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz