Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
388 Глава 7 занялись карзанием сухой трески, и между ними зашел разговор о расстриге Михайле Ивсунове (в иночестве Маркеле). Монах был лишен сана за связь с женщиной, в результате которой родился ребенок. Кормщик Тихон Оне- ев заявил, что «он-де, Маркел, вериги на себе носит и Богу молитца, может быть, что и свят!». Преследовавший расстригу келарь иеромонах Геннадий161 заслужил от Тихона нелестную характеристику: «в Кемском городке живет мало, а более в Сумском остроге, и ездит с бабами в санях, по две и по три, и их целует»162. Эти слова были подтверждены и другими промышленника- ми163. В архивном деле нет резолюции монастырских властей по рассмотрен ному происшествию. Судя по тому, что в последующем Тихон Онеев деся тилетиями являлся кормщиком и приказчиком монастырского мурманского промысла164, отрицательно оно на его биографии не сказалось. Единичными являются свидетельства об играх во время промыслов. Благодаря археологическим изысканиям на архипелаге Шпицберген уда лось установить, что во время зимовок русские промышленники игра ли в шахматы165. Мурманские промышленники, возвращаясь из Киль- дина в Соловецкий монастырь, на лодье «играли картами, и рубили друг на друшку мелом рубежи»166. Об этом сообщал монастырским властям уже знакомый нам промышленник Тихон Онеев во время отчета о промы сле 25 сентября 1736 г. На увещевание Онеева прекратить игру и не пить вина последовал грубый ответ: «Ты-де (Т. Онеев — С. Н.) седи на своем ме сте, мы-де тебе не мешаем»167. Карты и карточная игра, известные в России с XV II в., вплоть до петровских преобразований находились под жестким запретом. Но и в XV III в. игра в карты на деньги не одобрялась и преследо валась законом. Употребление спиртных напитков промышленниками составляло одну из форм отдыха и снятия тяжелого физического напряжения на промысле. Инструкции, выдаваемые монастырским слугам промысла, налагали строгий запрет на употребление спиртного168. Это косвенно свидетельствует о рас пространенности пьянства среди промышленников. Однако запреты не мо гли помешать проникновению спиртного на становища Мурманского берега. Попробуем выявить пути поставок алкоголя мурманским промышленникам. 161 Геннадий (Дроздовский) —будущий настоятель (1741-1761 гг.) Соловецкого монастыря. 162 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 1220. Л. 11. 163 Кормщик Николай Машкин, покрученики Максим Солодов, Иван Одинцов. См.: Там же. Л. 14. 164 См.: Глава IV. 165 Старков В. Ф. Первые археологические раскопки на архипелаге Шпицберген. М., 2011. С. 54-55. 166 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 1220. Л. 18. 167 Там же. 168 Там же. Д. 703. Л. 63 об.; Д. 1965. Л. 6; Оп. 5. Д. 3144. Л. 42 об.; Д. 4028. Л. 14; Д. 4448. Л. 9; Д. 5380. Л. 407, 434.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz