Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

388 Глава 7 занялись карзанием сухой трески, и между ними зашел разговор о расстриге Михайле Ивсунове (в иночестве Маркеле). Монах был лишен сана за связь с женщиной, в результате которой родился ребенок. Кормщик Тихон Оне- ев заявил, что «он-де, Маркел, вериги на себе носит и Богу молитца, может быть, что и свят!». Преследовавший расстригу келарь иеромонах Геннадий161 заслужил от Тихона нелестную характеристику: «в Кемском городке живет мало, а более в Сумском остроге, и ездит с бабами в санях, по две и по три, и их целует»162. Эти слова были подтверждены и другими промышленника- ми163. В архивном деле нет резолюции монастырских властей по рассмотрен­ ному происшествию. Судя по тому, что в последующем Тихон Онеев деся­ тилетиями являлся кормщиком и приказчиком монастырского мурманского промысла164, отрицательно оно на его биографии не сказалось. Единичными являются свидетельства об играх во время промыслов. Благодаря археологическим изысканиям на архипелаге Шпицберген уда­ лось установить, что во время зимовок русские промышленники игра­ ли в шахматы165. Мурманские промышленники, возвращаясь из Киль- дина в Соловецкий монастырь, на лодье «играли картами, и рубили друг на друшку мелом рубежи»166. Об этом сообщал монастырским властям уже знакомый нам промышленник Тихон Онеев во время отчета о промы­ сле 25 сентября 1736 г. На увещевание Онеева прекратить игру и не пить вина последовал грубый ответ: «Ты-де (Т. Онеев — С. Н.) седи на своем ме­ сте, мы-де тебе не мешаем»167. Карты и карточная игра, известные в России с XV II в., вплоть до петровских преобразований находились под жестким запретом. Но и в XV III в. игра в карты на деньги не одобрялась и преследо­ валась законом. Употребление спиртных напитков промышленниками составляло одну из форм отдыха и снятия тяжелого физического напряжения на промысле. Инструкции, выдаваемые монастырским слугам промысла, налагали строгий запрет на употребление спиртного168. Это косвенно свидетельствует о рас­ пространенности пьянства среди промышленников. Однако запреты не мо­ гли помешать проникновению спиртного на становища Мурманского берега. Попробуем выявить пути поставок алкоголя мурманским промышленникам. 161 Геннадий (Дроздовский) —будущий настоятель (1741-1761 гг.) Соловецкого монастыря. 162 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 1220. Л. 11. 163 Кормщик Николай Машкин, покрученики Максим Солодов, Иван Одинцов. См.: Там же. Л. 14. 164 См.: Глава IV. 165 Старков В. Ф. Первые археологические раскопки на архипелаге Шпицберген. М., 2011. С. 54-55. 166 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 1220. Л. 18. 167 Там же. 168 Там же. Д. 703. Л. 63 об.; Д. 1965. Л. 6; Оп. 5. Д. 3144. Л. 42 об.; Д. 4028. Л. 14; Д. 4448. Л. 9; Д. 5380. Л. 407, 434.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz