Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Повседневная жизнь мурманских и новоземельских промышленников 387 Современные исследователи проблемы Г. П. Попов и Р. А. Давыдов так же считают, что пьянство на мурманском промысле было типичным явле нием, причем вовлекались в него не только взрослые промышленники, но и мальчики-зуйки155. Способствовало распространению пьянства на промысле и российское законодательство последней четверти XIX в., снимавшее ог раничения для ввоза на Мурманский берег любых товаров, включая спирт- ное156. Имея представление о досуге мурманских промышленников порефор менного периода истории России, попытаемся выяснить, как проводили сво бодное время покрученики и кормщики Поморья в XV II-XV III вв. Были ли характерны для них те же формы релаксации и восстановления сил на про мысле, какие использовали их потомки? Промышленники отдыхали («не робили»157) в дни важных церковных праздников, реже —в воскресные дни. Впрочем, далеко не каждый воскрес ный день мог быть выходным. Так, в тетрадях подневных записей о работах мурманских промышленников Соловецкого монастыря указывается, что в некоторые «недельные» дни покрученики выполняли разные работы и вы ходили в море за рыбой158. Отдых промышленников составляло и посещение бани. Становища всех духовных организаций, как уже было показано, имели бани. Соловецкий монастырь во второй половине XVIII в. отправлял в Кильдинское станови ще в промысловый сезон 100-120 веников159. Для заезжавших на станови ще флотских офицеров даже был установлен порядок пользования веника ми. Капитану корабля и священнику выдавалось по одному венику каждому, унтер-офицерам —по венику на двоих, солдатам —по венику на пятерых160. Был ли какой-то порядок выдачи веников промышленникам в зависимости от статуса в артели, мы не знаем. Работа промышленников, как правило, сопровождалась разговорами, во время которых сплетничали и обсуждали знакомых лиц. Об одном таком разговоре мы имеем свидетельство работника мурманского промысла Соло вецкого монастыря Леонтия Еремина, данное в приказной келье Сумского острога 14 марта 1736 г. Происшествие, о котором сообщал Еремин, случи лось в июне 1735 г. («а в котором числе, не упомнит»), когда из моря в ста новище Кильдин вернулись четыре промышленных судна. Промышленники Архангельским и Холмогорским, церквей, расположенных по Мурманскому берегу, и посещение Трифоно-Печенгского монастыря (13-24 июля 1901 года) / / АЕВ. 1901. № 16. Часть неофициальная. С. 421. 155 Попов Г.П., Давыдов Р.А. Мурман: Очерки истории края XIX —начала XX в. Екатеринбург, 1999. С. 58-64. 156 Там же. С. 64-70. 157 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4096. Л. 50-50 об., 51, 52 об., 56; Д. 4485. Л. 2, 3 об. 158 Там же. Д. 4096. Л. 51, 53. 159 Там же. Д. 4028. Л. 8; Д. 4096. Л. 64 об. 160 Там же. Д. 4028. Л. 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz