Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Повседневная жизнь мурманских и новоземельских промышленников 385 Набор блюд из муки и крупы, не считая хлеба, был следующим: щи, каша, житники и саломаты (коломаты). Из напитков изготовлялся квас. Но тетра ди записные приказчиков Соловецкого монастыря дают далеко не полное представление о питании промышленников. В документах не фиксируется употребление в пищу рыбы, что было неизбежным во время промыслового сезона. Новоземельские промышленники в период зимовок питались треской и палтусом, солониной из говядины, а также охотничьей добычей —олени ной. Из напитков употреблялся хлебный квас141. Употребление в пищу овощей в источниках почти не фиксируется. Един ственное исключение составляет запись расходной тетради поверенного мурманского промысла Соловецкого монастыря Ивана Маселгина о покуп ке промышленникам в Коле капусты на Страстной неделе142. Продукты, завозимые на становище, прежде чем дойти до желудков про мышленников, должны были быть приготовлены. Кто же ведал приготов лением пищи, учитывая занятость артели на различных работах? Готовить могли монастырские служебники — руководители вёшних артелей. Так, в 1674 г. служебник Крестного Онежского монастыря Стефанка «пек хле бы, и варил ясти, и квас делал» в период с Иванова дни (24 июня) до ухода промышленников на лодье домой143. За работу ему было выплачено 25 алт. Повара были и на монастырских лодьях, ходивших на Мурманский берег. У того же Крестного монастыря в период с 1658 по 1673 г. поварами были Самылко Яковлев и Устинко Денисов144. Известны повара и на лодьях Хол могорского архиерейского дома145. Не исключено, что лодейные повара гото вили не только для судовой команды, но и для артели во время стоянки судна на становище. В приготовлении пищи могли быть задействованы и младшие члены вёшней артели —зуйки, хотя по имеющимся источникам это участие не про слеживается. 7.5. Досуг и отдых Авторы путевых очерков второй половины XIX — начала XX в. обра щали внимание и на ту сферу жизни промышленников, которая не была связана с добычей рыбы и морского зверя. Условно ее можно назвать 141 Эти данные приводили в 1819 г. мезенскому земскому исправнику новоземель- ские промышленники. См.: А.П. Новая Земля и новоземельские попытки русского правительства и русских людей / / АГВ. 1877. № 21. С. 3. 142 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5380. Л. 476 об. Страстная неделя —последняя неде ля Великого поста, предшествующая празднику Пасхи. 143 ОР РНБ. Ф. 1283. № 26. Л. 6 -6 об. 144 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 1. Л. 97; Д. 18. Л. 26; Д. 40. Л. 33 об., 86 об.; Д. 165. Л. 53, 117; Д. 192. Л. 48; Д. 228. Л. 32 об. 145 СМИКП. № 75. С. 129.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz